За МАКС схлестнулись авиационное профессиональное сообщество с Министерством обороны. Дикая ситуация – достойнейшее во всех смыслах силовое ведомство положило глаз на авиасалон с четвертьвековой историей. Авиасалон успешный, известный и уважаемый во всём мире. И что следует особо подчеркнуть – международный. Самое главное, министр обороны Сергей Шойгу имеет полное право проявлять заинтересованность в переводе МАКС под своё крыло. Согласитесь – если бриллиант ничейный, валяется на земле, то почему бы его не подобрать?
Поражает другое, предательская позиция хозяина авиасалона, госкорпорации «Ростех». Её глава Сергей Чемезов спешит от него избавиться, словно МАКС является непрофильным активом. Вот что он заявил на брифинге в день открытия авиасалона 18 июля:
– Думаю, это последний МАКС, который мы проводим в Жуковском. Потому что сегодня в районе Кубинки создан большой выставочный комплекс.
И добавил, что там есть вся необходимая инфраструктура для показа техники, проведения испытаний и стрельб во время выставок вооружений для Сухопутных сил.
Именно в этом заложено противоречие. Кубинка в первую очередь – военная база ВКС России. Автор проходил здесь срочную службу ещё в начале 80-х прошлого века – нормальный гарнизон, каких было разбросано во множестве по всей стране. Основная задача – ПВО Москвы, прикрыть столицу с Западного направления. Здесь очень сложно представить появление зарубежных пилотажных групп, особенно представляющих ВВС стран НАТО.
Союзники, конечно, прилетят. И как бы ни пытались Кубинку позиционировать как международную площадку, она была и остаётся военным аэродромом. Площадка в Жуковском, аэродром «Раменское» Лётно-исследовательского института им. М. Громова, напротив, может смело называться гражданской. Он исторически принадлежит промышленности, здесь проводят испытания любой техники – от истребителей до сугубо гражданских авиалайнеров и авиационных двигателей. С недавних пор вторую по длине в мире (5400 м) взлётно-посадочную полосу аэродрома использует новый международный аэропорт столичного авиаузла «Жуковский». Или что, из названия МАКС следует убрать «М»? Впрочем можно оставить – «Минобороновский». Но каким боком в сугубо военном мероприятии под патронажем Минобороны будут принимать участие зарубежные производители гражданской авиационной и космической техники?
Кубинка – закопать миллиарды
Называются разные суммы, которые запросили у бюджета армейские финансисты для организации МАКС в Кубинке. Почётный президент МАКС Герой России лётчик-испытатель Магомед Толбоев говорит, что речь идёт о 150 млрд рублей. У нас что, нет проблем в экономике, некуда деньги девать? Проблема «Кубинки» в том, что более чем вдвое короткая, по сравнению с «Раменским», взлётно-посадочная полоса (ВПП) аэродрома рассчитана на эксплуатацию относительно лёгких воздушных судов, в первую очередь истребителей. В светлое время суток допускается приём небольших гражданских авиалайнеров размерности Ту 134 или лёгких военно-транспортных самолётов типа Ан-26. То есть, как было на МАКС-2017, Ил-96, президентский борт №1, тяжёлый Ан-124 «Руслан», стратегический ракетоносец Ту-160 приземлиться в «Кубинке» не смогут. Да и зарубежный гость «Эрбас А350» с взлётным весом под 300 т тоже.
Значит, надо затевать масштабное строительство не только выставочной инфраструктуры – павильоны, шале, трибуны и т.д., но и удлинять минимум на 1 км и усиливать ВПП, рулёжные дорожки и перрон, устанавливать соответствующие международным нормам гражданской авиации средства навигации и управления движением. Что сопоставимо со строительством абсолютно нового аэродрома.
Важное отличие – МАКС в Жуковском все годы существования зарабатывал своими силами на содержание и развитие авиасалона, не тянул деньги из кошелька государства.
Единственным аргументом в пользу масштабного строительства аэродрома в Кубинке может служить крайняя нужда Вооружённых сил страны в ещё одном аэродроме для эксплуатации всех типов воздушных судов. Что по меньшей мере странно – в Подмосковье есть военный аэродром 1 го класса «Чкаловский», способный принимать любые самолёты, включая сверхтяжёлые Ан-124 «Руслан».
Транспортный без выставочного
Испугался военного министра? В это трудно поверить, Сергей Викторович Чемезов является одним из самых известных аппаратных супертяжеловесов. Можно лишь предположить, что МАКС стал мешать «делать бизнес» литовско-российской компании «Рампорт-Аэро». Это совместное предприятие холдинга Avia Solution Group и ТВК «Россия» (дочерняя компания «Ростеха»!).
Чтобы понять, что «день грядущий МАКС готовит», надо вернуться в прошлое. На 15-летии МАКС чиновники решили – «Какое дело «пропадает», пора брать!» И 20 февраля 2008 г. был издан Указ Президента РФ №217 «О Национальном центре авиастроения» (НЦА). В соответствии с этим указом на свет появился и Транспортно-выставочный комплекс (ТВК) «Россия», куда государство передало в качестве взноса землю, которая ранее числилась за ЛИИ им. М.М. Громова. В том числе 42 га, на котором безвозмездно располагается авиасалон.
С этого указа и начались проблемы. Вместо того чтобы помогать и развивать, ТВК обложил ОАО «Авиасалон» данью в виде арендной платы за землю.На деньги, уведённые от МАКС, ТВК в союзе с иностранной структурой из враждебной России Литвы стал строиться коммерческий аэропорт «Жуковский». МАКС выступал в роли бесправной дойной коровы.
Остаётся предположить, что в последнее время площади, занимаемые авиасалоном, стали вызывать неприкрытое раздражение у бизнесменов из Транспортно-выставочного комплекса. Позорище – во время работы МАКС и демонстрационных полётов с полосы взлетали какие-то аппараты грузового назначения! Вот ведь коллизия – в миссии АО «ТВК «Россия» чёрным по белому прописано, что в составе госкорпорации «Ростех» оно участвует в реализации государственной политики по инновационному развитию экономики страны. Цель – «…создание отвечающего современным международным требованиям транспортно-выставочного комплекса в интересах российских предприятий машиностроительной отрасли». Там же – про развитие выставочного комплекса и проведение международных авиационно-космических салонов, выставок продукции гражданского, военного и двойного назначения.
Стоит вспомнить, как в 2009 году Сергей Чемезов расписывал Владимиру Путину перспективы МАКС, обещал, что авиасалон в Жуковском будет лучшим в мире. Выходит, Чемезов открыто лгал президенту? МАКС сделал своё дело, МАКС может уходить. И чтобы больше никаких выставок на литовском (!!!!!) аэродроме «Раменское»!
«Президентскому» салону – президентское решение
Запятую в заголовок статьи очень скоро поставит Владимир Путин. МАКС давно приобрёл статус «президентского», глава государства к авиации и авиасалону относится как к любимому детищу. Первый день МАКС – всегда его. Интересно, кого он услышит – доводы Героев России, лётчиков-испытателей, авиаконструкторов и инженеров наукограда Жуковский или сработают интриги Чемезова и его дружков – загадочных литовских «бизнесменов»?
Впрочем, Чемезова и литовских бизнесменов мало кто понимает даже в правительстве страны. Минпромторг, как организатор МАКС, осторожен в выводах – авиабаза «Кубинка» сегодня не соответствует по своим параметрам месту проведения международных авиационно-космических салонов, до уровня Жуковского подняться очень сложно.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, помощник Президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин и председатель правительства Дмитрий Медведев не склонны ломать традицию и подвергать ненужным рискам всемирно известный форум.
Да что там «всемирно известный» – МАКС в Жуковском давно стал местом паломничества для всех «больных небом» граждан России
«Аргументы Недели № 33(575) от 24.08.2017», Владимир Леонов