Эксперимент – важная составляющая процесса проектирования летательных аппаратов. Однако в настоящее время в целях экономии времени и ресурсов на предварительных этапах работы аэродинамические испытания нередко заменяются численным моделированием. В совершенствовании расчетных методов активно участвуют ученые ФГУП «ЦАГИ» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Среди недавних результатов в этом направлении – создание новых моделей турбулентности (систем уравнений, описывающих турбулентное течение газа / способов учета влияния турбулентности на течение газа) для аэродинамического проектирования образцов гражданской авиационной техники, сообщила пресс-служба ЦАГИ.
Авторы – молодые специалисты ЦАГИ, удостоенные за эту разработку ежегодной премии Губернатора Московской области в сфере науки и инноваций. Ученые поставили перед собой задачу – создать модели турбулентности, которые повысят точность аэродинамических расчетов по сравнению со стандартными моделями. Это – серьезный шаг к минимизации ошибок, выявляемых при сравнении данных трубного эксперимента и численного моделирования.
В ходе работы использовался пакет прикладных программ EWT-TsAGI (Electronic Wind Tunnel / «Электронная аэродинамическая труба»), созданный в институте для проведения исследований по вычислительной аэродинамике. Важным результатом стало построение модели турбулентности, которая может применяться, в частности, при исследовании течения струй, истекающих из сопел перспективных летательных аппаратов. Полученные достижения реализованы при оптимизации узла подвеса двигателя для одной из модификаций российского регионального самолета Sukhoi Superjet.
Ежегодная премия Губернатора Московской области в сфере науки и инноваций для молодых ученых и специалистов присуждается за выдающиеся научные или научно-технические достижения и их практическое применение, обеспечивающее продвижение инноваций в экономику и социальную сферу.