Полимерные композиционные материалы (ПКМ) — легкие, гибкие, стойкие к коррозии, разнообразные по своим характеристикам материалы. В наши дни авиация все чаще обращается к новым технологиям — из ПКМ выполнены элементы оперения современного российского авиалайнера «Сухой Суперджет 100». В конструкции ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 доля композитов составляет свыше 30%, что является уникальным решением для этого класса летательных аппаратов. Однако исследовать прочность новых материалов — чрезвычайно сложная задача: как обнаружить микротрещины или расслоения, не повредив конструкцию? Специалисты ЦАГИ активно работают в этой области и обмениваются опытом с коллегами, сообщила пресс-служба ЦАГИ.
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского состоялся очередной научно-технический семинар по неразрушающим испытаниям и технической диагностике в авиационной индустрии «Методы мониторинга и неразрушающего контроля авиаконструкций». Мероприятие вошло в программу научно-технической конференции «Прочность конструкций летательных аппаратов», приуроченной в этом году к празднованию 100-летия института.
Основными целями семинара стали анализ передовых методов неразрушающих испытаний и технической диагностики, используемых в аэрокосмической отрасли, а также обсуждение специалистами достижений в этой сфере. В числе рассмотренных участниками вопросов — обнаружение малозаметных ударных повреждений авиационных конструкций из ПКМ, создание «умного» композиционного изделия, проведение бесконтактных частотных испытаний и измерений в аэродинамических трубах, а также новейшие отечественные системы телеметрии для передачи многоканальной информации с вращающихся лопастей винтов.
«Композиционные материалы находят все более широкое применение в авиации, а способы исследования их прочностных характеристик пока не безупречны. Методы неразрушающего контроля — перспективное направление, а потому в ЦАГИ уделяют им особое внимание. Мы рассматриваем семинар как отличную возможность обменяться опытом с ведущими предприятиями и экспертами по данному направлению», — отметил во вступительном слове заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Зиченков.