Вертолеты занимают важнейшее место в транспортной системе, обеспечивающей обороноспособность и технологическую независимость страны. Отечественное вертолетостроение берет свое начало в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). В настоящий момент это направление активно развивается, отвечая на современные научные вызовы.
В декабре в ЦАГИ состоялся научно-технический совет, посвященный 75-летию создания специальной лаборатории № 5 по проблемам геликоптеростроения и изучению штопора (сегодня – научно-исследовательский центр комплексных исследований и разработок винтокрылых летательных аппаратов, далее – Центр).
Встречу открыл первый заместитель генерального директора ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Александр Медведский. «Работы по вертолетной и автожирной тематике велись в институте с момента его основания. В этой области трудились такие выдающиеся ученые и конструкторы, как Б.Н. Юрьев, А.М. Черемухин, А.М. Изаксон, И.П. Братухин, Н.И. Камов, М.Л. Миль. Сегодня мы продолжаем почетную миссию по развитию фундаментальных и прикладных исследований по аэродинамике и динамике полета вертолетов. Работать на благо отечественного вертолетостроения очень почетно. Каждый день винтокрылые машины поднимаются в небо страны благодаря труду каждого из вас!» – сказал в приветственном слове Александр Медведский.
К участникам мероприятия обратился и начальник Центра Руслан Миргазов. Он подчеркнул, что традиции, сложившиеся в подразделении усилиями ветеранов, поддерживаются и укрепляются молодыми перспективными сотрудниками, а благодаря взаимодействию с промышленностью рождаются новые, лучшие в мире вертолеты.
«Уникальность нашего Центра заключается в разносторонности исследований. Это и изучение сложных самолетных режимов, и аэродинамика и динамика полета винтокрылых машин, и системы управления. Стоит отметить и новое направление работы, связанное с измерением воздушных параметров полета, и нашу не имеющую аналогов в России и мире экспериментальную базу. Все выдающиеся результаты, в тот или иной момент полученные в подразделении, – заслуга коллектива, функционирующего как единый организм», – сказал в своем выступлении Руслан Миргазов.
В рамках мероприятия также выступили научный руководитель Центра, начальник отделения аэродинамики и динамики вертолетов в 2000–2016 годы Михаил Головкин, начальник научно-технического центра ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Владимир Вермель, начальник отделения измерительной техники и метрологии ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Василий Петроневич, ветераны института.
С приветственными словами к собравшимся обратились представители АО «НЦВ Миль и Камов»: академик РАН Сергей Михеев, генеральный конструктор Николай Павленко, первый заместитель исполнительного директора – начальник объединенного ОКБ Александр Тарасов, главный конструктор Сергей Новоселов, начальник конструкторского бюро Федор Павлиди, а также коллеги из Уральского завода гражданской авиации.
В завершение встречи состоялась церемония награждения сотрудников Центра почетными грамотами ЦАГИ и главы г.о. Жуковский.
Первые исследования и конструкторские проработки по вертолетной тематике в ЦАГИ проводились в 1930-е годы в рамках отдела особых конструкций и экспериментально-аэродинамического отдела. В 1932 году на вертолете ЦАГИ 1-ЭА был установлен мировой рекорд по продолжительности и высоте полета. В октябре 1939 года в связи с началом постройки вертикальной аэродинамической трубы Т-105 в ЦАГИ организовали подразделение исследования штопора – лабораторию № 5, ее возглавил выдающийся ученый-аэродинамик, лауреат двух Сталинских премий А.Н. Журавченко. В 1947 году она была реорганизована в специальную лабораторию по проблемам геликоптеростроения и изучения штопора, руководителем которой стал М.Л. Миль. Позже ее переименуют в отделение аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и аэродинамики самолетов на больших углах атаки. В разные годы подразделение возглавляли Е.А. Покровский, А.К. Мартынов, Е.С. Вождаев, М.А. Головкин, О.Е. Кириллов. Среди знаковых работ ученых этого подразделения ЦАГИ – исследования по вертолетам Ми-26, Ка-50, самолету МиГ-23, летающей лаборатории на базе Ми-24; разработка не имеющей аналогов в мире системы измерения для винтокрылой машины Ка-52 и др.