Проблемы топливной эффективности авиационного транспорта и снижения вредных выбросов в атмосферу остро стоят в современном мире. Уменьшить расход энергии летательного аппарата можно с помощью снижения его аэродинамического сопротивления. Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») разработали новый способ борьбы с этим явлением и экспериментально исследовали его влияние на аэродинамическое сопротивление фюзеляжа самолета при дозвуковых скоростях полета. сообщает пресс-служба ЦАГИ.
На первом этапе команда специалистов отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ» под руководством начальника отделения А.В. Волкова, главного научного сотрудника М.А. Брутяна и ведущего инженера А.В. Потапчика разработала новый способ управления обтеканием летательного аппарата с помощью струйных генераторов вихрей. Экспериментальные исследования ноу-хау на модели крыла самолета доказали эффективность этой технологии.
Следующим шагом стало изучение воздействия вихрей на аэродинамические характеристики фюзеляжа. В его кормовой части по окружности были установлены генераторы вихрей, представляющие собой малые отверстия, через которые под определенными углами выдуваются струи низконапорного воздуха.
Тематическая модель фюзеляжа исследовалась в дозвуковой аэродинамической трубе Т-102 при скорости потока 30–50 м/с. Были проведены весовые и физические исследования, которые показали эффективность использования нового способа для уменьшения сопротивления фюзеляжа летательного аппарата.
«Вихри, которые образуются при выдуве струй воздуха, позволяют эффективно управлять обтеканием, тем самым способствуя уменьшению сопротивления самолета. Согласно нашей концепции, в реальном полете для функционирования струйных генераторов вихрей можно использовать воздух из бортовой системы кондиционирования салона пассажирского самолета», — рассказал участник этой работы, младший научный сотрудник отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Федор Абрамов.