Ученые ЦАГИ завершили очередной этап исследований аэрокосмической системы, предназначенной для быстрой доставки пассажиров и грузов на межконтинентальные расстояния.
Работы российского центра авиационной науки нацелены на определение влияния различных типов топлива на внешнюю форму и параметры летательного аппарата. Данная аэрокосмическая система является трехступенчатой и состоит из двухфюзеляжного самолета-носителя, гиперзвукового самолета-разгонщика и воздушно-космического самолета с жидкостным ракетным двигателем.
С помощью современных программ проектирования специалисты ЦАГИ сформировали математические модели аэрокосмической системы в сборе и ее отдельных элементов. Ученые определили параметры летательного аппарата с учетом трех возможных типов горючего для гиперзвукового самолета-разгонщика: керосина, метана и водорода (окислителем во всех случаях является жидкий кислород). Как показали исследования, последний вариант является наилучшим из трех сравниваемых. При использовании кислородно-водородного топлива за счет лучшей энергетики удается повысить скорость отделения воздушно-космического самолета до 4100 м/с и одновременно увеличить его стартовую массу до 20,9 т. В этом случае система может перевозить до семи человек (пять пассажиров и два члена экипажа). Для сравнения, при полете на метане или керосине на борту летательного аппарата смогут находиться не более пяти человек (три пассажира и два члена экипажа).
Начальник сектора отделения перспектив развития авиационно-космической техники ЦАГИ Валентин Бузулук отметил особое значение для системы применения двухфюзеляжного самолета в качестве носителя. «Выбор этой схемы самолета-носителя позволяет подвесить ракетные ступени под крылом, что значительно упрощает наземную эксплуатацию системы», – отметил ученый.
«Данная работа носит перспективный характер, но в то же время уже сегодня является весомым вкладом в «копилку» научно-технического задела. Проведенные исследования позволят ученым существенно продвинуться в разработке экологически приемлемых аэрокосмических и гиперзвуковых систем, которые способны сделать реальными быстрые полеты на огромные расстояния», – подчеркнул начальник отделения перспектив развития авиационно-космической техники ЦАГИ Андрей Шустов.
Пресс-служба ЦАГИ