Создание сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения – одна из приоритетных задач, стоящих перед отечественным научным сообществом. Для развития ключевых технологий в интересах разработки новых образцов скоростного транспорта необходимо формирование отечественной базы фундаментальных и прикладных знаний. Научное сообщество регулярно встречается для обсуждения этих вопросов, одна из таких площадок – Международная научно-техническая конференция «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения». Мероприятие, состоявшееся с 27 августа по 3 сентября в г. Алушта, прошло во второй раз в офлайн- и онлайн-форматах. Его организатором выступил Московский авиационный институт (МАИ, национальный исследовательский университет).
Конференция является частью плана мероприятий по реализации программы создания и развития научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук») на 2020–2025 годы. В числе участников были молодые ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
На секции «Динамика. Управление. Интеллектуализация систем» специалисты ЦАГИ выступили с двумя докладами. Научный сотрудник отделения динамики и систем управления ФАУ «ЦАГИ» Михаил Желонкин представил исследование особенностей построения интеллектуальной системы поддержки экипажа в сложных режимах полета (соавтор – С.А. Ковтун). Для защиты самолета от попадания в сложные пространственные положения, такие как сваливание и штопор, ученые института разрабатывают интеллектуальную систему поддержки экипажа. Среди особенностей такой системы – возможность самостоятельно собирать все необходимые данные о пространственном положении самолета в воздухе, производить их оценку и предлагать варианты корректировки маршрута. Это особенно актуально для разрабатываемого в рамках НЦМУ «Сверхзвук» проекта сверхзвукового гражданского самолета. Он будет оснащен «темной» кабиной, без остекления, а значит вся информация о полете будет поступать через систему поддержки летчика. Совершенство этой системы и ее умение анализировать возможности попадания летательного аппарата в сложные пространственные положения обеспечат безопасность полета на различных режимах полета.
Об архитектуре систем автоматического управления беспилотного летательного аппарата (БЛА) с использованием алгоритмов обучения с подкреплением рассказала инженер научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФАУ «ЦАГИ» Анастасия Петрова (соавтор – В.С. Ершов). Авторский коллектив исследовал эффективность работы алгоритма системы автоматического управления (САУ), лишенного ряда проблем традиционной теории управления, например, чувствительности к погрешностям математической модели БЛА. Предложенный безмодельный метод позволяет синтезировать алгоритмы САУ выбранной структуры в процессе полёта беспилотного летательного аппарата или же компенсировать неточность настройки алгоритмов САУ с помощью частичного обучения системы. Сформированный алгоритм управления обеспечивает отслеживание заданного углового положения БЛА. В результате применения разработанного алгоритма удастся снизить требования к точности математической модели.
Всего на конференции было представлено свыше 100 докладов в восьми секциях, посвященных акустике, шуму и вибрациям; силовой установке, системам и оборудованию; конструкции, прочности и перспективным материалам и др. Среди других направлений работы конференции — транспортные системы и их жизненные циклы; надёжность, отказобезопасность, техническое обслуживание и ремонт; математическое моделирование; проектирование, конструирование и производство и др. Помимо специалистов МАИ и ЦАГИ, с сообщениями выступили представители ПАО «Яковлев», ПНИПУ, ИПМех РАН, ФГБОУ ВО «УУНиТ», ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ», ИПНГ ФИЦ «ЯНЦ СО РАН», ФГАОУ ВО «СПбПУ», ИПРИМ РАН и др.