В этом году ЦАГИ отмечает свое 100-летие — Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно — ЦАГИ) начал работу 1 декабря 1918 года. Все эти годы деятельность ЦАГИ была тесно связана с историей авиации и появлением легендарных отечественных самолетов. Таких как, например, Ил-2.
В феврале 1942 года началось серийное производство самолета Ил-2. Этот советский штурмовик, названный конструкторами «летающим танком», а немецкими солдатами – «чумой» и «черной смертью», стал самым массовым боевым самолетом в истории мировой авиации. За годы войны было выпущено свыше 130 тысяч машин такого типа.
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского был проведен целый ряд исследований по аэродинамике и прочности самолета – и на этапах проектирования, и в период последующей эксплуатации, напомнила пресс-служба ЦАГИ.
Так, многие летчики пикировали на Ил-2 и резко выводили его из этого состояния, как на бомбардировщике. Подобные маневры могли образовать перегрузки, способные разрушить самолет. Чтобы их избежать, специалисты ЦАГИ придали крылу небольшую стреловидность. Это смещало центровку немного вперед: при таком искусственном «загрублении» летчик физически не мог вывести самолет на опасные углы атаки.
В дальнейшем специалисты института провели анализ прочности, необходимый для установления причины отдельных случаев разрушения крыльев в воздухе. Выяснилось, что проблема заключалась в некачественных материалах и технологии изготовления.
По сравнению с опытным экземпляром, в серийном Ил-2 была снижена его максимальная скорость на 30 км/ч. Причины этого явления были подробно изучены в ЦАГИ и даны рекомендации по его устранению.
Ученые института проводили исследования по оптимизации формы обтекателей крупнокалиберных пушек, подвешиваемых под крылом самолета, определению рациональной формы фонаря кабины и т.д.
Рекомендации ученых позволили создать уникальный самолет, сочетавший высокую огневую мощь, возможность точечного поражения наземных целей и повышенную живучесть, которая достигалась за счет новой брони.
Модификациями Ил-2 стали самолеты Ил-8 и Ил-10. Серийное производство последнего началось в 1944 г.