День Военно-воздушных сил в этом году ознаменовался присвоением «имени» российскому истребителю пятого поколения, который разрабатывается как проект «перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Теперь изделие Т-50 будет называться Су-57.
Об этом заявил лично главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев. «Решение принято, самолёт получил своё название, как ребёнок после рождения, — сказал он. — Су-57 — теперь мы будем его величать именно таким именем».
Это, конечно, не совсем имя. Это, скорее, обозначение, наименование модели. Но само появление его означает, что этот довольно трудно дававшийся новый самолёт готов к запуску в серийное производство, уверенно говорят военные эксперты. По словам президента Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, уже изготовлено 9 машин из запланированных в рамках опытно-конструкторских работ 12. Первый образец первого русского самолёта пятого поколения поступит в войска в 2018 году. Какой же получилась машина в итоге?
Сразу нужно оговориться: машина довольно тщательно засекречена. Так что даже военные эксперты судят о ней, в основном, из дозированных сообщений её создателей и не очень чётких слухов, курсирующих в лётной среде.
Но то, что всё же известно, эксперты в целом оценивают высоко. Точнее, высоко перспективно. Просто на данный момент существует одна, и очень серьёзная, неясность – с двигателем. Испытания – а первый полёт ПАК ФА был совершён ещё в 2010 году – показали, что для вменяемых самолёту задач двигатель АЛ-41Ф1 слабоват. Его назвали промежуточным и стали разрабатывать новый, который пока называют «Изделие 30».
Если всё пойдёт по плану, то тяга нового двигателя будет достигать 17 500 – 19 500 килограмм силы (кгс), что довольно сильно превзойдёт американского конкурента F-35 (Lockheed Martin F-35 Lightning II) с его 13 000 кгс. Это, правда, при полёте на обычном режиме. На форсаже американец тоже развивает 19 500 кгс.
Системы управления, авионика, радары, устройства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на Су-57 — самые современные, и, как говорят разработчики, дают неограниченные возможности при выполнении боевой задачи.
По системам же РЭБ мы вообще заметно обошли американцев, так что в этом отношении можно ожидать существенного преимущества Су-57 над «Молнией», как переводится имя американской машины.
Следующая важная характеристика – малозаметность или стелс-технологии. В конструкции нашего самолёта для как можно меньшей радиолокационной заметности применены композиционные материалы на основе углепластика. Но точные характеристики заметности/незаметности до широкой общественности не доводились. Зато известно, что малозаметность F-35 весьма на уровне, и в чью пользу будет соревнование по этому параметру пока сказать сложно. Правда, в России ПВО используются длинноволновые радары, которые сильно снижают эффективность американских стелс-технологий.
Недавно появилось, кстати, сообщение, что Су-57 будет способен отслеживать электромагнитный спектр, благодаря чему избегать воздействия систем радиоэлектронного подавления у противника. То есть будет сканировать окружающее пространство в поисках целей и наводить на них своё вооружение, в то же время ставя помехи самолётам и средствам ПВО «оппонентов». То есть господство в воздухе будет обеспечиваться и такими способами, не только, так сказать, «традиционным» вооружением.
Вооружение Су-57 состоит из пушечной установки ННПУ-50 с автоматическим 30-мм орудием 9-А1-4071К со 150 снарядами в боекомплекте, двух ракет ближнего боя и восьми — среднего радиуса действия, причём на внутренних узлах подвески, то есть во внутренних грузоотсеках. На внешних же точках подвески могут быть размещены ещё 14 управляемых и неуправляемых ракет для различных целей разных классов и типов. То есть – для ударов по воздушным и наземным целям, по РЛС противника, по надводным целям и так далее. Именно они и будут основным вооружением самолёта. Эксперты высказывают оценки, что общий вес бомб и ракет может достигать 10 тонн.
Для самолёта оборонная промышленность разработала шесть принципиально новых ракет. Обещают к 2020 году создать ещё столько же.
В прессе встречались данные, что Су-57 может использовать ракеты типа «воздух-поверхность» Х-31, Х-35 и Х-38 разных модификаций, но специально для него была создана также управляемая ракета Х-58УШКЭ. Она и предназначена для поражения радиолокационных станций противника. Сообщалось и о возможности использования этим истребителем управляемых авиабомб калибра до 500 кг.
Известную интригу задаёт факт, что американский F-35 проиграл учебный бой с использованием только пушки старенькому F-16. Интересно, какой результат показал Су-57. Или покажет, если подобный тест с ним ещё не проводился. Кто, например, кого победит — Су-57 или Су-27?
О трудностях при создании самолёта пятого поколения сообщалось мало и глухо, но они явно имелись. Про двигатель уже говорилось, но ходили также слухи про недостатки планёра и вообще про то, что «роды были трудными». Но это, в принципе, естественно: дело новое, работа может быть сравнима с боем на переднем крае науки и техники со множеством неизвестных. Американцам их F-35 давался также крайне тяжело, за первоначальную смету они выскочили очень далеко, но при этом у самолёта постоянно обнаруживаются новые и новые дефекты, приводящие к новым и новым доделкам и переделкам.
Когда самолёты начнут выпускаться серийно и поступать в войска, то, уверены эксперты, первым делом они попадут в 4-1 центр боевого применения и переучивания лётного состава ВКС в Липецке. Надо полагать, тамошние асы «залетают» Су-57 в хвост и в гриву, параллельно открывая в машине, скажем вежливо, возможности для дальнейшего улучшения.
Так ведь и дети вырастают не сразу. В любом случае, после рождения русский «малыш» гораздо более уверенно держит голову, нежели его американский «коллега».