Представители НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского приняли участие в семинаре Россия — EC по выработке приоритетных направлений сотрудничества. Мероприятие прошло в конце февраля в гибридном формате.
Российские научные центры представили заместитель генерального директора по координации международного сотрудничества НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, директор департамента по координации международного сотрудничества и взаимодействия с научными организациями Евгений Андреев и директор по международному сотрудничеству ФГУП «ЦАГИ» Софья Блюгер. Также, в обсуждении приняли участие эксперты ФГУП «ГосНИИ АС» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».
Европейскую сторону представили координатор международных авиационных исследовательских программ Европейской комиссии Пабло Перес-Иллана (Pablo Perez-Illana), советник по исследования и инновациям при Европейской комиссии — Ричард Бюргер (Richard Burger), глава отдела науки и технологий представительства ЕС в Российской Федерации Лоран Бошеро (Laurent Bochereau), глава рабочей группы ACARE -INCO — Марк Лестуржи (Marc Lesturgie), координатор сотрудничества Россия — ЕС — Ричард Дегенхардт (Richard Degenhardt), и специалисты ведущих организаций аэрокосмической отрасли, в числе которых DLR, ONERA, Dassault Aviation, CIRA, Leonardo и THALES.
Основной целью семинара стало подтверждение ранее сформулированных приоритетных направлений сотрудничества для последующей рекомендации их Еврокомиссии в рамках стартующей в 2021 году 9-й Рамочной программы ЕС «Horizon Europe». Участники обсудили области дальнейших исследований, представляющие взаимный интерес для научно-технического взаимодействия между российскими и европейскими партнерами в авиационной отрасли.
По итогам встречи было согласовано участие сторон в исследованиях по четырем основным направлениям (кластерам). Каждый из кластеров подразумевает под собой набор тем, связанных с определенной областью исследований. На семинаре были сформулированы следующие направления для дальнейшего обсуждения с Еврокомиссией: летательные аппараты (ЛА) и планеры ЛА, управление потоком, проектирование конструкций ЛА, безопасность в особых условиях полета, снижение шума, авионика.
В рамках кластеров предполагается провести исследования преимуществ традиционных конфигураций ЛА и новейших решений с использованием металлических конструкций и композитных материалов, будущих планеров самолетов, основанных на высоко-синергетических бионических решениях. Также ученые планируют изучить активное управление потоком при крейсерской конфигурации и конфигурации с отклоненной механизацией, увеличение и устойчивость ламинарного течения, средства и методы защиты от обледенения в различных условиях. Кроме этого, в фокусе внимания специалистов будут вопросы бортового оборудования и авиационных систем на базе интегрированной модульной электроники и усовершенствованные технологии машинного зрения и обработки изображений.