Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») разработали уникальные мобильные измерительные комплексы (МИК), предназначенные в том числе для проведения исследований аварийной посадки воздушных судов на воду. Три таких комплекса – МИК-1, МИК-2 и МИК-3 – внесены в Государственный реестр средств измерений, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Эти комплексы являются мобильными, ведь они имеют небольшие размеры и «умеют» встраиваться в испытываемые модели летательных аппаратов, в том числе малогабаритные, в сложных условиях эксперимента. Благодаря флеш-памяти большого объема они способны в ходе испытаний записать все показания датчиков и затем по радиоканалу оперативно передать их на удаленный управляющий компьютер для обработки.
МИК-1 и МИК-2 созданы для исследования параметров аварийной посадки самолетов и вертолетов на воду. МИК-3 адаптирован под подвижные и вращающиеся объекты, на его базе сейчас создается МИК-4 с круглой платой для насадки на вал винта вертолета. Имеется разработка аналогичного по назначению многоканального измерительного комплекса, выполненного полностью на базе отечественных элементов из перечня изделий, разрешенных к применению в специальной и военной технике.
Эффективность мобильных измерительных комплексов была доказана в ходе экспериментов. Так, летом 2018 года на открытом водоеме в Дубне с помощью плавающей катапульты испытывалась на приводнение модель гидросамолета L-410 со встроенным МИК-2. При моделировании разных режимов посадки на воду показания датчиков ускорения, давления и гироскопа передавались на базу, и тут же анализировалась динамика движения модели. В результате в конструкцию поплавков гидросамолета внесли изменения: поставили дополнительные кили, что улучшило курсовую устойчивость.
С помощью МИК также определены допустимые параметры волнения для аварийной посадки на воду легкого многоцелевого вертолета «Ансат», отработаны безопасные режимы аварийного приводнения ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
«Внедрение МИК позволило в несколько раз ускорить темп и поднять качество проведения эксперимента. Методика создания встраиваемых многоканальных цифровых измерительных комплексов, за которыми – будущее, теперь в ЦАГИ отработана «до блеска»», – рассказал ведущий инженер-электроник отделения измерительной техники и метрологии ФГУП «ЦАГИ» Владимир Заливако.