ЦАГИ – полёТу: первый отечественный цельнометаллический гидросамолет АНТ-8
АНТ-8 – морской дальний разведчик, созданный отделом гидроавиации, авиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ. Этот первый в истории отечественной авиации цельнометаллический гидросамолет позволил ученым и конструкторам сделать заметные шаги в освоении такого типа летательных аппаратов.
Гидроавиация была одной из тем, которые всегда находились в фокусе внимания А.Н. Туполева: даже темой своего диплома он в свое время выбрал «проект гидроаэроплана». Задание разработать морской дальний разведчик ЦАГИ (где конструктор в то время возглавлял АГОС) получил в 1925 году. Однако по причине загруженности отдела Андрей Николаевич не смог приступить сразу к выполнению этого поручения и предложил промежуточный вариант: поставить на поплавки только что построенный АНТ-4, а после – АНТ-7. Следует отметить, что в дальнейшем эти решения доказали свою целесообразность: модифицированные таким образом самолеты успешно применялись.
Спустя пять лет, 26 июля 1930 года, макет АНТ-8 был утвержден. Морской самолет «позаимствовал» крыло и горизонтальное оперение у пассажирского АНТ-9. Новая машина имела два двигателя с толкающими винтами (это снижало риск повреждения при волнении), расположенных на стойках под крылом. При создании АНТ-8 одной из ключевых тем стала конструкция корпуса, которая по сути была экспериментальной: гидроканал ЦАГИ еще не был введен в эксплуатацию, поэтому обводы выбирались «интуитивно». Самолет имел несущие подкрыльевые поплавки, благодаря которым часть нагрузки во время движения снималась.
Морской дальний разведчик подняли в воздух 30 января 1931 года. Испытания проходили при участии знаменитых летчиков М.М. Громова и Н.Г. Канастаева. По итогам полетов были сделаны выводы о хорошей мореходности нового судна, способности совершать взлет и посадку даже в условиях значительного волнения.
К сожалению, вынужденная задержка постройки сыграла против АНТ-8: проект успел морально устареть, а потому в серийное производство его было решено не запускать. Андрей Николаевич, желая утешить своих коллег, сказал: «Как говорится, первый блин комом, но падать духом не нужно. Подумайте, у нас сложился коллектив морских самолетчиков. Во-вторых, вы сумели подобрать неплохие обводы для своей первой лодки, хотя гидроканал еще не начал работать… В-третьих… наши материаловеды все-таки нашли средства для борьбы с коррозией дюраля в морской воде. Наконец, машина-то вышла совсем неплохой».
Андрей Николаевич оказался прав: после работы над АНТ-8 востребованность гидропланов стала расти.
Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991. Бодрихин Н. Г. Туполев. Молодая гвардия. М., 2011.
пресс-служба ЦАГИ