За свою карьеру 59-летний заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан освоил 59 типов и модификаций самолетов, первым поднимал в воздух Су-35 и истребитель пятого поколения Су-57, а также совершил сложнейшие испытательные посадки на авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В преддверии Международного авиационно-космический салона МАКС-2021 он рассказал о работе на сверхзвуковых скоростях.
О выборе профессии
В летчики-испытатели зачастую приходят из военных летчиков – так сложилось и у Сергея Богдана. После окончания военного летного училища он служил в боевом полку. Потом ему посоветовали попробовать себя в испытателях. «Я себя никак не ассоциировал с этой профессией, но подумал, если старший товарищ рекомендует (тогда он был подполковник, а я лейтенант), значит, нужно попробовать», – вспоминает Богдан.
Сергей успел послужить на летных должностях в Ленинградском военном округе, Забайкалье, в Крыму. Из-за нерегулярных наборов поступление в школу летчиков-испытателей растянулось на несколько лет. В 1991 г. поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей Министерства обороны. После этого Сергей 9 лет являлся военным летчиком-испытателем, и с 2000 г. испытывает самолеты «Сухого».
Испытания гражданских самолетов немного отличаются от военных, рассказывает Богдан. По его словам, самые первые режимы машин выполняют именно летчики-испытатели конструкторского бюро. Они доводят их до безопасного работоспособного состояния. «Только после этого самолет передается военным летчикам-испытателям», – говорит он.
В настоящее время в компании проводятся испытания нескольких типов машин, включая те, что стоят на вооружении. Так как постоянно идет процесс улучшения и модернизации авиационной техники, подключаются новые виды оружия. Богдан и летчики-испытатели ОКБ в основном летают на всех типах самолетов «Су», в том числе, Су-30, Су-34, Су-35 и Су-57.
На работе как в армии
В течение дня летчик-испытатель может выполнять несколько полетов. В ходе испытаний самолет проверяют на устойчивость, управляемость, маневренность, испытывают различные режимы работы бортового комплекса по воздушным и наземным целям, работают с различными видами оружия. В год летчики-испытатели проводят порядка 250-300 дней в командировках. Основное место дислокации для летчиков-испытателей ОКБ – один из военных аэродромов.
Обычное утро в командировке начинается с утренней зарядки и завтрака. «Каждый готовит себе, что хочет, – говорит Сергей. – Можно пойти в столовую, в гостиничном комплексе, где мы живем, она есть. Позавтракал, выпил кофе и поехал на работу».
Потом медосмотр и выезд на летную базу, где проходит предполетный брифинг, испытателям сообщают особенности дня, погодные условия и задачи. Задание на каждый вылет – новое, при этом его объем зачастую превышает 20 листов размера А4: это огромный объем информации, который нужно переработать, чтобы в точности выполнить полет.
«Когда идем на предполетный тренаж, все эти действия отрабатываем. Самолеты опытные, поэтому идет совершенствование и постоянная корректировка информационно-управляющего поля самолета. То, что на технике было неделю назад, сегодня уже поменялось. Как будто вы сели за компьютер, а весь интерфейс изменился. Для четкой работы в полете в режиме реального времени все действия должны быть полностью отработаны на земле», – объясняет Богдан.
Один испытательный полет может длиться до нескольких часов, после чего проходит его разбор с группой специалистов из 20-30 человек. Затем у летчика может быть еще несколько вылетов на этом же или на другом самолете, и снова разбор. В один из летных дней Богдану, например, довелось слетать на пяти разных типах самолетов. Еще летчики берут «домашнюю работу» на вечер – это проработка новых полетных заданий и написание отчетов по выполненным полетам. «Задача написания отчета и выдачи замечаний – доведение самолета до такого состояния, чтобы он был удобен и безопасен для боевого летчика, – говорит Богдан. – В командировке, с точки зрения распорядка дня, мы работаем как в армии, как во время боевых действий».
Из-за плотного графика летчикам иногда даже не удается пообедать. Отдыхают они уже вечером. При этом после работы каждый выделяет еще час-полтора на занятия в тренажерном зале или для пробежки. «Когда успел, пошел позанимался на тренажерах в спорткомплексе, потаскал железки, покрутил велосипед. Чтобы организм хорошо переносил рабочие нагрузки, это необходимо. Каждый понимает, что продолжение его летной деятельности зависит от того, как он следит за собой», – отмечает Богдан.
Работают летчики-испытатели с понедельника по субботу. Домой прилетают в середине выходных, только вечером. Один день для отдыха и своих дел, а в понедельник утром опять в командировку.
О перегрузках и сложных заданиях
За годы работы и службы Богдан налетал около 7000 часов, из них на испытаниях – более 4700 часов. Конечно, для такой работы необходима высокая выносливость и хорошие физические данные. «Есть режимы, связанные с большими перегрузками и вращениями. Физически это не просто, – объясняет Сергей. – Представьте, например, летчик весит 90 кг. Перегрузка 9G доводит вес организма до 800 кг. Это воспринимает позвоночник, все внутренние органы. Такие условия совершенно не характерны для организма человека».
По словам Сергея, наиболее сложными, с точки зрения переносимости, являются режимы устойчивости и управляемости, а также маневренность. На одних испытаниях приходится лететь с оружием на сверхзвуковой скорости, выходить на большие перегрузки, на других – подниматься на максимальную высоту. Например, при полете на «потолок самолета» необходимо постоянно контролировать правильность работы систем жизнеобеспечения. «На огромной высоте если что-то пойдет не так, остается мало времени на то, чтобы распознать отказ. Во всех испытательных полетах необходима точная техника пилотирования в соответствии с полетным заданием. По многим параметрам это как в игольное ушко пройти», – поясняет Богдан.
Бывают ситуации, когда напряжение, – и физическое, и эмоциональное – достигает критического уровня. Например, одна из сложнейших работ, требующая высокой точности и концентрации внимания, – дозаправка топливом в полете. Это довольно непростая задача – состыковаться с топливозаправщиком. Каждый самолет имеет свои характеристики, полеты проходят на разных высотах, часто в условиях турбулентности.
«Нужно, чтобы ты четко попал заправочной штангой истребителя в корзину небольшого диаметра, которая находится на конце шланга, выпущенного из топливозаправщика. Необходимо выдерживать определенную скорость сближения. При этом ты постепенно напрягаешься сам, потому что сложно. Поэтому нужно расслабиться, выдохнуть, управлять, спокойно держась за органы управления. Обычно в таких ситуациях возникает колоссальное эмоциональное напряжение, потому что любая ошибка может привести к поломке, незачетности или обрыву шланга», – рассказывает Богдан.
Еще одна непростая задача испытателя – посадка самолета на авианосец. Первая самостоятельная посадка для Сергея прошла в непростых условиях на Баренцевом море, авианосец сильно раскачивался из-за длинной морской зыби. Требуется идти жестко по курсу, по глиссаде. «Вспоминаю, как делал первый заход, – рассказывает Богдан. – Чувствую, мне не хватает кислорода, я задыхаюсь от такого напряжения. Включил подачу чистого кислорода, тогда голова начала работать нормально. Мне хватило навыков безопасно совершить посадку на палубу авианосца. Напряжение бывает иногда просто колоссальное».
В небо по любви
В 2011 г. Сергею Богдану было присвоено звание Героя Российской Федерации. «Приятно, что так отметили, – со скромной улыбкой говорит он. – Что испытал? Наверное, как и каждый человек: гордость, радость».
Сегодня он является начальником летной службы опытно-конструкторского бюро П.О. Сухого и успевает не только летать, но и обучать молодых. Отмечает, что российские летчики очень целеустремленные, быстро схватывают и отличаются хорошей организованностью.
Несмотря на постоянные перегрузки и работу на сверхзвуковой скорости, Богдан не считает себя каким-то человеком со сверхспособностями.
«Конечно же нет. Жизнь сразу опустит на землю и ниже, если ты подумаешь о себе чуть-чуть больше, чем ты из себя представляешь», – говорит Сергей.
Наталья Смирнова, Михаил Поляков, деловое издание «Ведомости» (проект «Город») от 20 июля 2021г.