Сегодня перед Россией стоят глобальные задачи. За короткий срок необходимо вывести на новый уровень собственные критически важные технологии, работая на опережение и добиваясь полной независимости от западных партнеров. Именно поэтому на первый план выходят прорывные научные исследования и разработки. Деятельность Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в этом направлении обсудили в рамках традиционного итогового ученого совета, который состоялся в начале марта.
На встрече выступил генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук Андрей Дутов. «В условиях санкционного давления на нашу страну и целенаправленной санкционной войны против российского авиастроения и гражданской авиации особенно важно обеспечить технологический суверенитет России в сфере авиационных технологий. С 2022 года под руководством Центра реализуется ряд комплексных научно-технологических проектов в области гражданского авиастроения, поддержанных Президентом и Правительством. Они направлены на создание комплекса авиационных технологий нового технологического уклада, отвечающих национальным интересам нашей страны. ЦАГИ активно участвует в этих комплексных проектах в соответствии со своими ключевыми компетенциями в области аэродинамики (сверхзвуковой, а также винтокрылых летательных аппаратов, региональных и магистральных самолетов), прочности летательных аппаратов, аэроакустики, динамики полета и систем управления движением. Ключевую роль играет ЦАГИ и в развитии методов и средств исследований и испытаний, инструментария многодисциплинарного концептуального проектирования», – подчеркнул Андрей Дутов.
О планируемых мероприятиях института в рамках стратегически значимых комплексных научно-технологических проектов (КНТП) рассказал генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. Так, в ходе КНТП «Интеграл» будет изучена эффективность нетрадиционных аэродинамических компоновок магистрального самолета интегральной схемы и сформирован облик перспективного регионального авиалайнера с гибридной силовой установкой (СУ). Работы ведутся в тесном сотрудничестве с ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова», отвечающим за создание перспективных СУ, в том числе распределенной СУ на базе электроприводных импеллерных двигателей, и ФАУ «CибНИА им. С.А. Чаплыгина», где планируется провести испытания новых технических решений на летающей лаборатории.
Масштабные исследования пройдут в ходе реализации КНТП «СГС», который должен стартовать в этом году. Основные усилия будут направлены на разработку демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета «Стриж», техническое предложение на который разработано институтом в предыдущих государственных контрактах. Одной из исследуемых задач является снижение уровня звукового удара, поэтому выбрана компоновка с удлиненной носовой частью фюзеляжа, крылом особой геометрии и надкрыльевым расположением воздухозаборников. В ходе работ ученые ЦАГИ также проведут детальную проработку конструкции и силового агрегата летного демонстратора. Планируется, что самолет-демонстратор будет построен к 2028 году с использованием серийно производимых двигателей и элементов самолетного оборудования и систем.
Еще один демонстратор – винтокрылого летательного аппарата (ВКЛА) с электрической или гибридной СУ – разрабатывается по КНТП «Вертикаль». В рамках НИР «Аэрогород» будут разработаны и интегрированы критические технологии беспилотного демонстратора транспортного ВКЛА с улучшенными летно-техническими характеристиками для городских агломераций путем создания и испытаний комплексных демонстраторов технологий по трем направлениям: технологии планера, силовой установки, комплекса бортового оборудования и систем. Это позволит обеспечить создание перспективных ВКЛА для решения широкого круга задач.
Продолжаются в институте и научно-исследовательские работы по заказам промышленности. В этом году усилия специалистов ЦАГИ будут направлены на повышение летно-технических и эксплуатационных характеристик авиалайнеров SSJ-NEW с максимальным уровнем импортозамещения, исследования по флагману отечественной авиации – МС-21, вертолету «Ансат», самолетам региональной авиации – «Байкал», «Ладога», беспилотным авиационным комплексам.
В 2023 году ЦАГИ станет участником такого масштабного мероприятия, как Международный авиационно-космический салон МАКС-2023. «Наука и технологии», «Наука и промышленность», «Инновации и молодежь» – вот три основные темы, которые будут отражены в выставочной экспозиции института.