Участие в деловых встречах, конференциях и семинарах — краеугольный камень становления молодого ученого, его профессионального и личностного роста. Именно на таких мероприятиях новое поколение перенимает ценный опыт у заслуженных специалистов, обучаясь азам научной деятельности. Преемственность поколений, развитие кадрового потенциала является базисом технологического суверенитета нашей страны и приобретает особую актуальность в год Педагога и наставника, объявленный Президентом России Владимиром Путиным.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в XXI Всероссийской школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов». Организатором мероприятия выступил ФАУ «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина».
Ученые ЦАГИ представили на конференции четыре доклада. Так, начальник отдела Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ», к.т.н. Евгений Пигусов рассказал о формировании компоновки перспективного магистрального самолета, предназначенного для перевозки 250 пассажиров (соавторы: А.А. Крутов, В.И. Черноусов, А.В. Волков, В.В. Вождаев). Одной из альтернатив классической компоновки является схема «среднеплан». Переход на данную схему позволит повысить комфорт пассажиров и эффективность использования внутренних объемов при сохранении высокого уровня летно-технических характеристик самолета.
Научное сообщение ведущего инженера отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» Алины Слитинской (соавторы: Н.Н. Брагин, М.Ф. Гарифуллин, Е.А. Заварзина) посвящалось особенностям влияния тормозных щитков и интерцепторов крыла на течение в следе в области горизонтального оперения. Эти исследования важны для решения проблемы увеличения ресурса гражданских самолетов.
В фокусе внимания начальника сектора отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ», к.ф.-м.н. Николая Брагина (соавторы: А.Л. Болсуновский, Н.П. Бузоверя, Е.А. Заварзина, И.Л. Чернышев) были малошумные аэродинамические компоновки с верхним расположением двигателей над крылом. Для таких компоновок характерна сильная неблагоприятная аэродинамическая интерференция. Проблему удалось решить при помощи современных численных методов оптимизации.
Начальник отдела отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ», к.т.н. Анатолий Болсуновский (соавторы: Н.П. Бузоверя, Г.Г. Гаджиев, В.Е. Мошаров, В.Н. Радченко, И.В. Сенюев, М.В. Устинов, И.Л. Чернышев) рассказал об исследованиях по естественной ламинаризации обтекания. Предполагается, что при использовании данной технологии сопротивление перспективных региональных самолетов снизится на 10 процентов. Полученные результаты хорошо согласуются с расчетами по линейной теории неустойчивости. Это позволит в дальнейшем проектировать ламинарные крылья с большей достоверностью.
Помимо сотрудников ЦАГИ, в школе-семинаре приняли участие представители ФАУ «СибНИА», Новосибирского университета, ИТПМ СО РАН, ПАО «Корпорация «Иркут», ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова». Всего было представлено около 30 докладов.
Школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов проводится в СибНИА с 2002 года. Семинар решает три основные задачи: подведение итогов работы научно-исследовательского отделения аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов СибНИА им. С. А. Чаплыгина в прошедшем году, обучение начинающих ученых основам научной деятельности, подготовке докладов, выступлению на научных форумах, а также обсуждение перспективных направлений в авиации.