Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») примет участие в XIV Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019, который состоится с 27 августа по 1 сентября на территории аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский).
На совместной экспозиции организаций-участников НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» будут представлены инновационные разработки в области перспективной авиации, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Центральной частью экспозиции станет масштабная модель сверхзвукового делового самолета (СДС).
Одним из ключевых препятствий на пути создания воздушных судов подобного типа является звуковой удар. Снижение этого явления находится в фокусе внимания ученых всего мира. Оптимизированная конфигурация самолета, модель которого будет представлена на МАКС-2019, одновременно обеспечит низкий уровень звукового удара и шума на местности и высокую топливную эффективность. Макет наглядно демонстрирует оригинальную компоновку крыла с большой V-образностью и переменной толщиной корпуса по длине фюзеляжа. Силовая установка с воздухозаборниками расположена на верхней поверхности в хвостовой части воздушного судна.
Другой актуальный вопрос, волнующий современное авиационное сообщество – как сделать самолет более легким? Из каких материалов и по какой технологии будут изготавливаться летательные аппараты будущего? Один из возможных вариантов – применение композитов и металло-композитов.
К показу на авиасалоне запланированы три разработки ЦАГИ в сфере изучения альтернативных материалов и решений для перспективных летательных аппаратов. Применение таких технологий сулит в дальнейшем значительное облегчение веса воздушного судна, экономию топлива и ряд других ценных преимуществ.
Так, макет конструктивно-силовой схемы фрагмента носовой части СДС представляет собой элемент конструкции с композитным силовым каркасом, внутренней и внешней обшивками из неметаллических материалов. При изготовлении макета применялись аддитивные технологии на основе 3D-печати.
Макет гибридной металло-композитной конструкции фюзеляжа демонстрирует нетрадиционную конструктивно-силовую схему с широким использованием новых решений на основе бионических принципов. Предлагаемая силовая конструкция может быть применима для проектирования как дальне-, так и среднемагистральных транспортных самолетов.
Вниманию широкой общественности будет предложен демонстрационный образец «Многостеночная композитная панель», а именно фрагмент натурной панели силовой конструкции. Планируется, что она найдет применение в высоконагруженных частях планера. Помимо прочности и жесткости, разработка обеспечивает стойкость к ударным воздействиям за счет своей интегральности (панель состоит из двух внешних обшивок, продольных стенок и легкого заполнителя). Синергетическим эффектом является хорошая теплоизоляция (выдерживает перепады температур до 80 °С) и звукоизоляция внутренних отсеков. Эти преимущества особо актуальны при проектировании сверхзвуковых самолетов, где ключевыми проблемами являются аэродинамический нагрев корпуса, а также большие акустические и механические нагрузки.
Кроме достижений в области сверхзвукового воздушного транспорта, посетители авиасалона смогут ознакомиться с проектом ЦАГИ в области беспилотной авиации – демонстратором транспортного беспилотника вертикального взлета и посадки вентиляторного типа.
Этот аппарат обеспечит транспортную доступность регионов с неразвитой аэродромной сетью, может использоваться на объектах нефтегазового комплекса, геологоразведки и энергетики, морского флота и др. Неоспоримый плюс разработки – меньшие габариты по сравнению с аппаратами других аэродинамических схем при сопоставимых тактико-технических характеристиках (полезной нагрузке, скорости и дальности полета). Такой аппарат может эксплуатироваться в сложных метео- и ландшафтных условиях, а также взлетать и садиться на ограниченные площадки.