По итогам 2016 года госпрограмма развития авиапрома на 2013-2025 годы выполнена на 74%, говорится в докладе Минэкономики, с которым удалось ознакомиться «Ъ». На нее бюджет выделял около 53 млрд руб., фактические расходы оказались на 10 млрд руб. больше. Тем не менее, не была достигнута половина плановых показателей госпрограммы. В частности, вместо 198 самолетов в 2016 году поставлено только 136 машин.
Одной из причин невыполнения показателя стало «негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам» и сокращение внутреннего спроса на авиатехнику. Кроме того, выполнить госпрограмму помешали ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом, сокращение спроса иностранных авиакомпаний на технику. Одной из острейших проблем стала программа импортозамещения узлов, агрегатов и двигателей украинского производства.
В документе признается, что в 2016 году не выполнены контрольные этапы проекта создания самолета МС-21. На конец года были перенесены сроки выпуска рабочей конструкторской документации на версию МС-21-200, в частности, из-за доработки версии МС-21-300. Одним из факторов стали также данные маркетинговых исследований: они показали, что в ближайшие два-три года заказов на МС-21-200 «не ожидается». На год сдвинуто проектирование и подготовка производства опытных образцов МС-21-300, не проведен вылет второго летного образца. Основной причиной стали технические и коммерческие доработки. Представитель «Иркута» (разработчик самолета) сообщил «Ъ», что МС-21-300 готовится к первому полету, сейчас идет тестирование систем, в ЦАГИ завершается сборка МС-21-300 для статических испытаний, производятся четвертый и пятый экземпляры для летных и ресурсных испытаний. В компании утверждают, что у нее есть твердые контракты на 175 МС-21, по которым получены авансы.
Заметный спад, по данным анализа госпрограммы, отмечается и по вертолетам: секвестр гособоронзаказа снизил закупки с плановых 390 единиц до 190. Собеседники «Ъ» объясняют отклонение сдвигом сроков завершения разработки, сертификации и начала серийного производства новых вертолетов, в том числе Ка-62, который пришлось исключить из поставок. На 2017 год было перенесено и начало производства среднего многоцелевого вертолета Ми-38. Кроме того из-за «жестких сертификационных норм» в ряде стран затруднено продвижение на внешний рынок гражданской версии Ми-17. В 2016 году изменилась и структура поставок вертолетной техники за рубеж: снизился спрос на транспортно-десантные вертолеты типа Ми-8, но вырос на боевые Ми-35М, Ми-28НЭ и тяжелые транспортные Ми-26. Поставки остальных типов военных вертолетов за рубеж возможны не ранее 2017-2018 годов — из-за глобального снижения сегмента рынка.
В Минпромторге и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на запросы «Ъ» не ответили, в «Вертолетах России» оперативных комментариев не предоставили. В докладе говорится, что для выполнения госпрограммы Минпромторг хочет «привлекать и материально стимулировать квалифицированные кадры». Темпы производства вертолетов планируется поддержать за счет снижения издержек. Ситуацию также должно улучшить сотрудничество предприятий авиапрома между собой. Но в Минэкономики очень низко оценивают эффективность работы Минпромторга как исполнителя госпрограммы — на уровне 33,3%. Хуже ситуация только у него же по судостроению и промышленности в целом, а также у самого Минэкономики по Калининградской области и Минкавказа по Северному Кавказу.
Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что невыполнение плана поставок авиатехники наблюдается из года в год, что «может говорить не о недееспособности промышленности, а о низком качестве планирования». В то же время, уточняет он, финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки, и по гособоронзаказу претензий у заказчика нет.