Почему МС-21 ученые заставят выдержать 180 тысяч нагружений, а потом сломают? Когда вернутся в небо пассажирские «сверхзвуковики? Об этом корреспондент «РГ» беседует с генеральным директором Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) академиком РАН Сергеем Чернышевым.
Сергей Леонидович, в ЦАГИ полным ходом идут испытания нового лайнера МС-21. Он должен взлететь в феврале-марте 2017 года?
Сергей Чернышев: Да, в первом квартале.
Всем интересно, как будет проходить первый полет? Какие предусмотрены маневры?
Сергей Чернышев: Никаких маневров. Первый полет любого самолета всегда выполняется с ограничениями. Взлет, разворот, участок прямолинейного полета, посадка. Идет мониторинг состояния конструкции, всех агрегатов и узлов. Это самый упрощенный вариант. Но, конечно, сама программа летных испытаний очень обширна и рассчитана, как минимум, на два года. В ней будут участвовать не один, а несколько самолетов.
А скорость в тестовом полете какая будет?
Сергей Чернышев: В первом испытательном полете скорость будет ограничена до величины примерно 460 километров в час.
В небо летчики-испытатели поднимут экземпляр, который в июне прошлого года выкатили из сборочного цеха корпорации «Иркут»?
Сергей Чернышев: Да, это так. А для статических испытаний планер сейчас собирается в ЦАГИ. По согласованному графику в феврале «Иркут» должен завершить сборку планера, а мы — оснастить его системами нагружений и измерений. Прежде, чем МС-21 поднимется с пассажирами в воздух, специалисты проведут комплекс статистических и ресурсных испытаний. Машина подвергнется самым экстремальным нагрузкам. На прочностных стендах отработают все возможные ситуации и все полетные случаи.
Правда, что на фюзеляже установлено более одной тысячи датчиков? Будут испытываться 18 тысяч образцов разных агрегатов и каждый по своей программе?
Сергей Чернышев: На планере самолета для статических испытаний будет установлено более 10 тысяч датчиков. Только добавлю, что необходимая «пирамида» из многих тысяч образцов уже испытана. А сейчас мы на вершине «пирамиды» должны проверить на прочность самые крупные образцы — натурный кессон крыла, горизонтальное и вертикальное оперения, закрылки, другие органы управления и весь планер в целом с имитаторами шасси и двигателей.
Полностью интервью читайте в первых номерах «Российской газеты» 2017 года
Напомним, что в семейство авиалайнеров МС-21 входят две модели: МС-21-200, способный перевозить 132-165 пассажиров, и МС-21-300 вместимостью 163-211 пассажиров. На сегодняшний день компании «Иркут» заказали 175 лайнеров, из них 50 собирается приобрести «Аэрофлот».
Двигатель ПД-14, которым будет оснащен каждый новый МС-21, уже прошел первый этап испытаний и подтвердил полное соответствие демонстрируемых характеристик заявленным. Тестирование двигатели проходило на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ — 16 полетов на высотах до 11,3 км.
Создатели ПД-14 хотели создать двигатель, который мог бы превзойти свои лучшие аналоги (CFM56 и V2500) и составить конкуренцию перспективным зарубежным двигателям семейств PW 1000, CFM Leap Х.
Удельный расход топлива у двигателя ПД-14 и стоимость жизненного цикла меньше на 10–15% и 15-20% соответственно. За счет этих преимуществ эксплуатация самолетов МС-21 будет обходиться на 14–17% дешевле, а вредные выбросы самолета в атмосферу ниже на 30–45%.