По утверждениям неофициальных китайских источников, утром 25 декабря 2016 года из Комсомольска-на-Амуре в Китай были доставлены первые четыре изготовленных для ВВС НОАК истребителя Су-35.
Обучение китайского летного и наземного состава на самолеты Су-35 осуществлялось с октября 2016 года на территории Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в Жуковском, с использованием двух предоставленных ВСК России серийных истребителей Су-35С постройки 2014 года с бортовыми номерами «01 красный» и «02 красный» и двух двухместных истребителей Су-30М2 (синие бортовые номера «89» и «90»).
Информация о передаче китайской стороне и вылете в Китай первых четырех истребителей Су-35 подтверждена комсомольским-на-амуре городским веб-ресурсом www.komcity.ru , поместившим 25 декабря следующее сообщение:
«На этой неделе, во вторник [20 декабря], на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре состоялась приёмка первых четырёх истребителей Су-35, построенных для Китая в соотвествии с заключённым в этом году контрактом. Первую партию реактивных самолётов изначально планировалось поставить в Китай после Нового года, однако российская сторона решила ускорить передачу самолётов, назначив крайним сроком 25 декабря. В срок авиастроители уложились, и как раз сегодня, 25 числа, утром четыре Су-35 вылетели с КнААЗ.
Можно отметить, что ранее Россия и Китай заключили соглашение, которое регулирует вопросы охраны интеллектуальной собственности — оборудование истребителей будет защищено от нелицензионного копирования.
Напомним, что контракт о прибретении Китаем 24 многофункциональных истребителей Су-35 стоимостью около 2 млрд долл был заключен в ноябре 2015 года. Строительство самолетов Су-35 для ВВС НОАК осуществляется Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю.А. Гагарина (филиал ПАО «Компания «Сухой»). Первые четыре Су-35 в рамках данных контракта были переданы китайской стороне 25 декабря 2016 года, передача еще по десяти самолетов ожидается в 2017 и 2018 годах.
Касательно обстоятельств заключения контракта на поставку Су-35 в Китай уместно заметить, что самолет Су-35 в нынешнем облике (изначально Т-10БМ) с самого начала разрабатывался по замыслу главы АО «Компания «Сухой» М.А. Погосяна в качестве экспортного самолета в первую очередь для китайского заказчика, и только позднее нашел свою дорогу в ВВС (ВКС) России в качестве своего рода «переходного» типа до поступления на вооружение истребителей пятого поколения ПАК ФА.