В октябре ученые ФГУП ЦАГИ, ФГУП ЦИАМ и ОАО «Интеравиагаз» экспериментальным путем подтвердили возможность использования газомоторного топлива и в малой авиации. Это касается, прежде всего, авиационного сконденсированного (пропан-бутанового) топлива — АСКТ. Раньше подобные исследования, показавшие положительный результат, проводились применительно к газотурбинным двигателям.
Для наземных испытаний специалисты использовали демонстрационный четырехцилиндровый поршневой двигатель с воздушным охлаждением. Такими силовыми установками оборудовано большинство малоразмерных летательных аппаратов.
В двигатель были внесены некоторые конструктивные изменения, позволившие сохранить его характеристики при использовании АСКТ. «В ходе испытаний двигатель без проблем запускался и устойчиво работал на всех режимах. Чтобы доказать эффективность использования предлагаемого нами топлива в сравнении с авиационным бензином, мы совместно с коллегами наметили еще одну серию экспериментов», — пояснил эксперт ФГУП ЦАГИ в данной области Вячеслав Зайцев.
В дальнейшем специалисты планируют создать летающий демонстратор на базе одного из существующих самолетов с поршневым двигателем. Его испытания должны подтвердить возможность модификации эксплуатирующихся в настоящее время подобных летательных аппаратов в двухтопливный вариант. Это позволит повысить экономичность воздушных судов деловой, санитарной, патрульной, сельскохозяйственной авиации, использующих сейчас дорогостоящий авиабензин. Как считает Вячеслав Зайцев, двухтопливный вариант двигателя будет эффективен в коммерческом аспекте особенно в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территорий. Именно в этих регионах газ, из которого можно получать АСКТ, имеется в избытке.
«Внедрение в авиационную технику газомоторного топлива выведет отечественные вертолеты и самолеты регионального уровня в разряд уникальных в своем классе. Они по сравнению с зарубежными аналогами будут иметь минимальные затраты на топливо. Также использование АСКТ позволит существенно улучшить характеристики по эмиссии двигателей, т.е. снизить загрязнение атмосферы продуктами сгорания», — поделился своим мнением начальник отделения перспектив развития авиационно-космической техники ФГУП ЦАГИ Андрей Шустов.
Пресс-служба ЦАГИ