Отныне жители Жуковского могут осуществлять контроль за действиями власти на законных основаниях, сообщил секретарь жуковского отделения ВПП «Единая Россия» Игорь Марков. «До недавнего времени гражданское общество не имело реальных рычагов влияния на действия чиновников. Эти рычаги появились с федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», и принятым 9 июля Московской областной думой законом «Об отдельных вопросах общественного контроля в Московской области», — сообщил секретарь жуковского отделения ВПП «Единая Россия» Игорь Марков:
— Многие ли наши сограждане могут похвастаться тем, что сумели не только достучаться до власти, но реально изменить ход событий? Кроме того, большинство попросту не верит в свои возможности влиять на власть, даже в том случае, когда ее представители замечены в противоправных действиях. А поскольку доверие к власти напрямую зависит от степени удовлетворенности ее действиями, они должны быть прозрачными и понятными. А чтобы народ воспользовался дарованным ему правом что-то менять в этой жизни, прозрачным и понятным должен быть и сам закон, регламентирующий сферу общественной деятельности по контролю над властью.
Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и принятый Московской областной думой региональный закон «Об отдельных вопросах общественного контроля в Московской области» на самом деле можно считать настоящим «прорывом» в достаточно непростых отношениях между властью и народом. Главная его задача – дать понять каждому, что у него есть право контролировать работу чиновников и лично участвовать в общественном контроле.
Напомню, Мособлдума 9 июля 2015 года приняла в третьем чтении закон «Об отдельных вопросах общественного контроля в Московской области». Согласно документу, общественный контроль могут осуществлять общественные инспекции, группы общественного контроля и другие организационные структуры общественного контроля. Также законопроект устанавливает координирующую роль Общественной палаты Московской области в отношении общественных палат подмосковных муниципальных образований. Документом предусматривается, что общественный контроль может осуществляться в форме общественного мониторинга, проверки, экспертизы, обсуждений, слушаний.
Можно с полной уверенностью сказать, что общественный контроль стал конституционно-правовым институтом, составляющим важный элемент демократической модели общества. Общество теперь располагает современными и эффективными инструментами независимого контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, как ни парадоксально кажется на первый взгляд, необходимы для устойчивого и сбалансированного функционирования того же аппарата государственной власти. Я уверен, что такой контроль позволит существенно подкрепить с большим трудом реализующиеся сегодня принципы разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека и т.д.
Почему еще этот закон так необходим сегодня? Мало для кого является секретом, что многие меры, принимаемые государством без участия гражданского общества, не воспринимаются как легитимные, и не воспринимаются как обоснованные. Народ считает, что если «без нас – не для нас». И этот принцип решения хорошо известен сегодня в западной политологии. Поэтому был крайне нужен общественно-политический, легальный механизм, который воспроизводил бы доверие и легитимность государства.
Активность гражданского общества сейчас достаточно высока, но без поддержки специализированных институтов и специализированных правовых механизмов это гражданское общество не может оказаться равным партнером во взаимодействии между обществом и государством.
Можно сказать, что общественный контроль – это коммуникации общества и власти, диалог в интересах государства, некий симбиоз действовавшего в советские времена закона о народном контроле и демократических форм, заложенных в современном законе о местном самоуправлении. И совершенно правильно и логично, что координирующая роль в исполнении данного закона поручена Общественной палате РФ и соответственно палатам регионов и муниципалитетов.
Кстати, в законе об Общественной палате сказано, чем она призвана быть, в чем ее функционал, но как видится, не было связующего звена между Конституцией и законом об Общественной палате. Так вот законом об общественном контроле создано это недостающее звено — основой общественного контроля является статья 32-я Конституции – право человека, право гражданина участвовать в управлении делами государства. А Общественная палата – субъект общественного контроля. Вот и высвечивается ясная, стройная связь, правовая связь.
Партия «Единая Россия» уже накопила немалый опыт в осуществлении общественного контроля в рамках своих партийных проектов, таких как «Народный контроль», «Детские сады – детям», «Управдом» и многих других.
Теперь открывается широкая перспектива для сторонников партии и членов «Молодой гвардии» имеющих солидное представительство в Общественных палатах всех уровней. Вот именно и они должны составить «костяк» соответствующих комиссий в палатах и принимать активное участие в общественных советах при Московской областной Думе и исполнительных органах государственной власти Московской области.
Одним словом, закон нужный и своевременный и без всяких сомнений его успешная реализация сыграет положительную роль становлении, консолидации, стабильного и устойчивого развития гражданского общества в России.