Развитие беспилотной авиации – одно из приоритетных направлений в рамках достижения экономической и технологической независимости страны. Президент России Владимир Путин поручил правительству утвердить стратегию развития этой сферы до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В перечне поручений главы государства – образование Правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС), стимулирование спроса на БАС отечественного производства, интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство и др.
Обсуждение реализации предложенных мер состоялось в рамках X Евразийской международной конференции «Беспилотная авиация 2023». В ней принял участие молодой ученый Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
Начальник сектора Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФАУ «ЦАГИ» Марк Овсянников выступил в ходе сессии «Организация воздушного движения. Безопасность полетов». Его доклад был посвящен методикам оценки безопасности применения гражданских БАС, которые планируется выпустить в формате национальных стандартов в этом году.
В частности, он рассказал о рисках, связанных с полетами беспилотников, – возможными функциональными отказами систем управления, столкновениями с другими воздушными судами и поверхностью земли. В связи с этим предлагается категорировать полетные операции БАС, опираясь на такие показатели, как ограничения по условиям эксплуатации, надежность конструкции, подготовка персонала и др. В свою очередь, уровень гарантии и надежности беспилотного воздушного судна планируется определять в зависимости от компетенций изготовителя, эксплуатанта и обслуживающей организации БАС, применения признанных стандартов проектирования при разработке беспилотника, безопасности конструкции и систем, подготовки внешнего экипажа и др.
«Все эти параметры лягут в основу методики оценки рисков, связанных с эксплуатацией БАС. Ее планируется утвердить в формате ГОСТ. Кроме того, для проведения данной работы в полном объеме нормативно-правовую базу необходимо дополнить документами, устанавливающими категоризацию сертификационных требований и методов определения соответствия, допуска БАС к эксплуатации на основе оценки рисков, программ подготовки авиационного персонала, требований к юридическим лицам, выполняющим авиационные работы с использованием беспилотных авиационных систем», – сказал Марк Овсянников.
«Беспилотная авиация» – крупнейшая евразийская международная деловая площадка для обсуждения ключевых трендов и инновационных решений, вопросов нормативно-правового и технического регулирования отрасли беспилотных авиационных систем. В конференции и выставке в этом году приняли участие более 150 организаций России, стран СНГ, Азии, Ближнего Востока и других регионов мира. Поднималось свыше 100 актуальных тем в области развития беспилотной авиации. Аудитория мероприятия широка и включает представителей федеральных и региональных органов власти, разработчиков, производителей и эксплуатантов БАС, систем автоматического управления, пилотажно-навигационного оборудования, тренажеров и систем компьютерного моделирования, научные учреждения и учебные институты, центры подготовки кадров, предприятия ТЭК, сельского, лесного и охотничьего хозяйств и др.