Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на протяжении всей своей истории принимал участие в создании летательных аппаратов конструкторских бюро, имеющих мировую известность. Среди них – ОКБ имени С.В. Ильюшина (сейчас – Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина), который в январе этого года отмечает 90-летие.
Начало истории ОКБ пришлось на предвоенные тридцатые годы, когда развитие советской авиационной промышленности набирало обороты. А в годы Великой Отечественной войны поистине легендарным детищем Сергея Ильюшина стал штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолет в истории авиации, получивший прозвища «летающий танк» и «черная смерть». В ЦАГИ этот самолет прошел серию аэродинамических и прочностных исследований, причем как в период проектирования, так и в ходе дальнейшей эксплуатации. Например, крыло Ил-2 благодаря ученым института получило небольшую стреловидность, чтобы сместить центровку вперед и не дать летчику возможность выйти на большие углы атаки. К слову, до этого на Ил-2 часто пикировали, что создавало перегрузки, способные разрушить самолет.
В победном 1945 году в небо поднялся Ил-12 – первый гражданский самолет марки «Ил». ЦАГИ совместно с ОКБ проводил испытания его аэродинамической компоновки. В частности, были выполнены исследования различных форм крыла. В итоге Ил-12 получил крыло большого удлинения и умеренного сужения с безотрывным обтеканием концевых частей. Главной особенностью являлось то, что несущие свойства в наибольшей степени реализовывались на крейсерской скорости, а не на максимальной (как у большинства других таких машин). С использованием специально подобранных воздушных винтов это давало самолету и большую путевую скорость, и высокую экономическую эффективность.
Как один из самых надежных и долговечных зарекомендовал себя Ил-18, четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет. Созданный в 1950-е, он стал самым массовым в своем классе. ЦАГИ активно работал по линии создания Ил-18 – в институте именно для его испытаний был построен гидробассейн. Ученые института проводили прочностные и аэродинамические исследования самолета, в том числе выдали рекомендации по профилям и механизации. Аэродинамическая компоновка крыла Ил-18 создана из профилей, разработанных в ЦАГИ, и позволяла исключить такие опасные явления, как сваливание и самопроизвольный переход в штопор.
Начало 1960-х годов ознаменовалось созданием Ил-62 – первого советского реактивного межконтинентального пассажирского самолета. Большую роль в разработке этого летательного аппарата сыграл ЦАГИ, где был проведен цикл лабораторных испытаний на прочность и выносливость. В частности, в институте проходили исследования натурного самолета с имитацией полного спектра нагрузок – благодаря этому удалось заранее установить очаги усталостных разрушений и обеспечить прочность конструкции.
Пожалуй, один из легендарных самолетов, «рожденных» в ОКБ, – «небесный грузовик» Ил-76. Крылатая машина была предназначена для перевозки и десантирования грузов, войск, вооружения, а также боевой техники с расчетами. Этот воздушный «богатырь» потребовал создания нового крыла, обладавшего мощной механизацией. Его проектирование проводилось совместными усилиями специалистов ОКБ и ЦАГИ – результатом стали рекордные показатели подъемной силы для самолетов такого класса. Исследования в аэродинамических трубах института позволили отработать компоновку Ил-76, оптимизировать параметры крыла, расположение горизонтального оперения и гондол двигателей.
Первый серийный широкофюзеляжный самолет Ил-86 – еще один пример плодотворного сотрудничества института и ОКБ. Компоновка летательного аппарата, призванного обеспечить потребность в транспортировке большого количества пассажиров в условиях роста объема авиаперевозок, исследовалась и отрабатывалась в ЦАГИ. В частности, центр авиационной науки предложил умеренные толщины классических профилей при среднем удлинении крыла и стреловидности, что обеспечило требуемые характеристики. Кроме того, гондолы двигателей было решено разместить под крылом – это был первый подобный опыт в отечественном пассажирском самолетостроении. Наконец, совместная работа ученых и конструкторов позволила создать фюзеляж, который вмещал в ряд сразу девять кресел с двумя проходами, так была решена задача большой пассажировместимости.
ЦАГИ активно содействовал коллегам-конструкторам в проектировании Ил-114 – двухмоторного турбовинтового самолета для местных авиалиний. Его создание началось еще в 1980-е, а первый полет состоялся в 1990 году. Благодаря участию института, на этом летательном аппарате удалось воплотить передовые научно-технические решения того времени – это позволило достичь требуемого аэродинамического совершенства. Важным конструктивным решением стало крыло большого удлинения с новыми профилями. Для исследований в ЦАГИ специально была спроектирована уникальная крупномасштабная модель (масштаб 1:2) с размахом крыла 15 метров, оборудованная имитаторами силовой установки с работающими воздушными винтами. В процессе испытаний в большой дозвуковой трубе института моделировались выхлопные струи из двигателей. В ходе этих экспериментов ученые смогли получить полные данные об аэродинамике самолета.
Сегодня Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина – один из флагманов отечественного авиастроения, который сохранил легендарную авиаконструкторскую школу С.В. Ильюшина. За 90 лет было разработано более 200 и создано свыше 120 типов самолетов разных модификаций, в проектировании которых принимал участие ЦАГИ. И сегодня институт продолжает сотрудничество с одним из ключевых разработчиков воздушной техники – Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина, формируя прочный фундамент технологического суверенитета отечественной промышленности.