В октябре состоялась 15-я мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2022), в которой принял участие Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Научная встреча прошла в Санкт-Петербурге.
Делегацию ЦАГИ возглавил генеральный директор, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. МКПУ-2022 включала в себя пять мероприятий, одним из которых стала конференция «Управление в аэрокосмических системах имени академика Е.А. Микрина» (УАКС-2022). В ее программный комитет вошел научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев. Также центр авиационной науки в нем представили начальник центра безопасности полетов, кандидат технических наук Валерий Суханов и начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов, доктор технических наук Сергей Баженов.
Тематика УАКС-2022 охватила ряд вопросов, связанных с авиационно-космической техникой, в том числе – управление движением и интеллектуальные системы управления. На одноименной секции ученые ЦАГИ представили два доклада, связанные с разработкой бортовой системы (БС) интеллектуальной поддержки экипажа. В первом из них на примере экспертизы проекта БС предотвращения выкатывания самолета со взлетно-посадочной полосы рассматривались методы валидации процесса ее разработки и верификации в соответствии с современными требованиями и регламентами. Такая экспертиза является необходимым звеном в доказательной базе, которая предъявляется разработчиком системы сертифицирующим органам. Второй доклад был посвящен разработке матрицы квалификационных испытаний – набора специальных тестов для оперативной проверки вычислителя бортовой системы предотвращения выкатывания самолета со взлетно-посадочной полосы.
В рамках УАКС-2022 была организована специальная секция по направлениям исследований научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», координатором которого является ФАУ «ЦАГИ». На ней рассматривались проблемы обеспечения безопасности полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Представители ЦАГИ рассказали об отработке на пилотажных стендах элементов электронной индикации для перспективного воздушного судна. В частности, речь шла о сравнительных исследованиях различных вариантов отображения информации на приборной панели СПС.
«Конференция стала площадкой для диалога ученых, которые занимаются проблемами управления, в том числе применительно к задачам авиационной отрасли. В частности, состоялся плодотворный обмен мнениями по вопросам обеспечения безопасности полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов. Еще один важный пункт дискуссии – внедрение технологий искусственного интеллекта в задачах управления. Это одна из тенденций нашего времени, поэтому «сверить часы» в данном вопросе было для нас принципиально важно», – отметил генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.
НЦМУ «Сверхзвук» решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» – инновационные конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.