Эта крылатая машина стала одним из первых в мире пассажирских лайнеров, оснащенных двухконтурными турбовентиляторными двигателями. Такое новшество делало воздушное судно экономичным с точки зрения расхода топлива.
По сути Ту-124 – уменьшенная версия легендарного Ту-104. Научно-технический задел, сформированный в ЦАГИ при работе над первым советским пассажирским реактивным самолетом, послужил основой для новых проектов. Одним из них и стал Ту-124.
Идея его создания возникла у А.Н. Туполева на фоне успеха эксплуатации Ту-104. Авиаконструктор задумался о проектировании ближнемагистрального реактивного пассажирского самолета, который будет экономичным и сможет привлечь новые пассажиропотоки.
Специалисты ЦАГИ совместно с коллегами ОКБ А.Н. Туполева провели серию исследований, результатом стало создание в начале 1960-х годов самолета Ту-124 с уменьшенным по сравнению с предшественником количеством пассажиров – 44 человека (против 70–100 мест у Ту-104). Самолет развивал максимальную крейсерскую скорость 900 км/ч и имел дальность полета 1 200 км.
На Ту-124 были установлены двигатели конструкции П.С. Соловьева. Скоростные перелеты быстро стали привычными, а вот вибрации и шум доставляли неудобство пассажирам – побочный эффект акустической мощности реактивной струи или винтов. Так появилась модификация – менее «шумный» Ту-124а с улучшенной аэродинамикой и повышенным комфортом – благодаря переносу силовой установки на хвостовую часть фюзеляжа. Еще одна версия самолета – Ту-124в – позволила перевозить уже 56 человек на 1 500 км.
Ту-124 быстро завоевал популярность. Он выпускался серийно и поставлялся на экспорт.
Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991;
airline-inform.ru (фото из открытых источников)