Первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104
«Людей, которые думают, что реактивная пассажирская авиация не нужна, я понимать отказываюсь. Логика у них несомненно лошадиная. Неужели не ясно, что самолету совершенно безразлично, что он везет – военный груз или пассажиров? Но пассажиру далеко не безразлично, если его будут возить в три раза быстрее», – говорил Андрей Николаевич Туполев, отвечая на критику своего очередного проекта. Совсем скоро его новому детищу – самолету Ту-104 – суждено будет открыть эру успешной регулярной эксплуатации реактивной пассажирской авиационной техники.
Несмотря на то, что внедрение реактивных самолетов в оборот гражданских воздушных судов повлекло бы немало организационных трудностей, например, изменение системы управления воздушным движением, топливного обеспечения и др., Андрею Николаевичу удалось защитить свою смелую идею на правительственном уровне. В 1954 году проект реактивного пассажирского лайнера Ту-104 был утвержден.
Самолет решили создать на базе уже апробированного испытаниями и эксплуатацией реактивного бомбардировщика Ту-16. Использовались его крылья, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Это ускоряло работу, облегчало обучение летчиков и освоение машины промышленностью. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа, прочность которого проверялась в специально построенном в ЦАГИ гидробассейне действием избыточного внутреннего давления и внешних нагрузок, многократно имитировавших типовой полет. Кроме того, сотни испытаний образцов конструкции и узлов корпуса самолета позволили найти необходимые решения для обеспечения требуемой надежности авиалайнера, безопасности полета и заданного ресурса.
Первый полет опытного Ту-104 состоялся 17 июня 1955 года, а уже 15 сентября 1956 года рейсом Москва – Иркутск было положено начало регулярному воздушному сообщению на реактивных самолетах. С выходом этой машины на трассы «Аэрофлота» возникла необходимость радикальной перестройки наземных служб гражданской авиации. Пришлось строить удлиненные взлетно-посадочные полосы с более прочным покрытием, здания аэровокзалов, создавать новые средства наблюдения, связи, управления воздушным движением и др. Зато опыт совместной работы ОКБ Туполева и «Аэрофлота» по внедрению Ту-104 впоследствии был успешно использован при создании авиалайнеров Ту-114, Ту-124, Ту-134.
Всего за 20 лет эксплуатации первые реактивные самолеты перевезли более 100 миллионов пассажиров. Этот летательный аппарат заслуженно вошел в историю авиации как лайнер-пионер, положивший начало развитию скоростной реактивной пассажирской авиатехники.
Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., «Сов. Россия», 1973.
пресс-служба ЦАГИ