«Циолковский жил намного впереди своего века,
как и должно жить истинному и большому ученому»
С. П. Королев
17 сентября исполняется 165 лет со дня рождения признанного научного деятеля, ученого-теоретика, мыслителя и писатель, изобретателя и педагога — Константина Эдуардовича Циолковского.
Константин Эдуардович родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской области. В десятилетнем возрасте он тяжело переболел скарлатиной. Мальчик остался жив, но получил осложнение на слух. Со второго класса Костя вынужден был оставить школу и заняться самообразованием. «Книг было мало, и я погружался в собственные мысли. Я не останавливаясь думал», — напишет он позже.
В дальнейшем он преподавал в уездном училище г. Боровска и в Калуге, где прожил всю оставшуюся жизнь. Но сила разума уносила его в необъятную безграничность космического пространства, которое Циолковский всю жизнь пытался постичь.
Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах.
Циолковский – автор более 400 работ по самым различным областям знаний. Труды К. Э. Циолковского необычайно разнообразны и включают в себя работы по вопросам аэродинамики, реактивным летательным аппаратам, цельнометаллическим дирижаблям, по увеличению энергии тепловых двигателей и различным вопросам прикладной механики; сочинения по астрономии, геофизике, биологии, строению вещества и другим проблемам. Среди его работ не только труды по космонавтике и науке, но также ряд художественных произведений.
В 1883 году была написана одна из самых ранних работ Циолковского по воздухоплаванию и аэродинамике. В рукописи «Свободное пространство» были рассмотрены явления, происходящие в среде, где силы тяготения и сопротивления почти не действуют. Впервые рукопись была опубликована в 1954 году.
В 1891 году в статье «К вопросу о летании посредством крыльев» Циолковский обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. Продолжая работу над данной темой, он пришёл к идее постройки аэроплана с металлическим каркасом.
Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха.
Кроме того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух.
В статье 1894 года «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Циолковский впервые дал описание, расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом. Он первым обосновал положение о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа аэроплана в целях получения больших скоростей. По своему внешнему виду и аэродинамической компоновке аэроплан Циолковского предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет.
Циолковский также занимался теорией движения реактивных аппаратов. Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883 году, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896 году. В 1903 г. в журнале «Научное обозрение» была напечатана статья К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он, опираясь на простейшие законы теоретической механики (закон сохранения количества движения и закон независимости действия сил), разработал основы теории реактивного движения и провёл теоретическое исследование прямолинейных движений ракеты, обосновав возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений.
К.Э.Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива и др.
В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке:
В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что при уровне технологии тех лет, достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты.
Его многогранные знания положили основу многих достижений современного времени.
Фото-коллаж: 100-faktov.ru (из открытых источников