Житель города Жуковского, Олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы Юрий Борзаковский рассказал в интервью «Новым Известиям» в каком качестве он будет выступать на международном легкоатлетическом турнире «Русская зима», который состоится в Москве 1 февраля.
– На «Русской зиме» состоится ваше официальное прощание со спортом, но накануне новогодних праздников вас провожали в родном городе?
– Да, у меня в Жуковском в конце года уже много лет проходит турнир, вот мне и решили устроить праздничную церемонию. Если честно, не ожидал, что все будет настолько трогательно. Когда увидел кадры, где я бегу еще совсем ребенком, мурашки пошли по коже. Не подозревал, что они вообще существуют, что меня кто-то снимал. Но организаторы сделали потрясающий подарок – фильм о моем пути в спорте, начиная с первых шагов в детской спортивной школе. Даже громадный торт приготовили в виде здания спортшколы. Праздник получился не только для меня – для всех.
– Так получилось, что вы несколько раз объявляли о своем уходе из спорта. Сейчас уже окончательно смирились с этой мыслью?
– Для меня это грустный шаг, но когда-то его необходимо было сделать. И как-то так складывается, что у меня получается очень интересное прощание с большим спортом. Меня все спрашивают: «Борзаковский на «Русской зиме» побежит?» Я отвечаю: да, Борзаковский побежит. Но только младший. Мой сын Ярослав выступит на дистанции 600 метров. А я во время церемонии прощания буду передавать эстафету. Вот так символически все и завершим. Сын – это главная сейчас моя надежда. В своем возрасте он показывает такие же результаты, как и я когда-то. Надеюсь, что его тренер Любовь Мирошниченко сделает все, чтобы он стал хорошим спортсменом.
– Для вас принципиально, чтобы дети добились успеха именно в легкой атлетике?
– Ну так это был их выбор. И Ярослав выбрал легкую атлетику, и Лев тоже изъявил желание заняться бегом. Просто младшему я пока не разрешаю – рановато еще.
– А был ли у них выбор, не лукавите?
– Я им и футбол предлагал, и волейбол, и теннис… Сказал, и сейчас постоянно повторяю, что готов помочь в любой сфере деятельности, которая им будет интересна. Но их выбор пал на легкую атлетику. Хотя тот же Лев играл в футбол. Я ведь тоже, вы знаете, большой поклонник погонять мяч. Но, возможно, сын в силу возраста – ему сейчас девять – просто еще не осознал, не прочувствовал всей прелести футбола. И кто знает, может быть, еще поменяет свои взгляды на спортивную жизнь. Но в данный момент они оба болеют легкой атлетикой.
– Характером сыновья похожи на вас?
– Лев очень похож. Ярослав в принципе тоже, но у него есть одна небольшая слабинка психологического плана. Хотя со временем это все преодолевается. У меня тоже были свои проблемы в детстве, но все нормализовалось. Очень важно, чтобы рядом был хороший детский тренер. Я вообще считаю, что оптимальный возраст для начала занятий легкой атлетикой у мальчишек – 10 лет. И тут главное – ни в коем случае не форсировать подготовку, это если в качестве совета всем детским тренерам. Если парень пришел в спорт всерьез и надолго, лет до 17–18 нужно набирать базу и только потом приступать к серьезным тренировкам. К этому возрасту, как правило, и ребенок уже повзрослеет, и организм созреет для больших нагрузок. Мне в этом смысле очень повезло с первыми тренерами – Владимиром и Любовью Мирошниченко. Помню, когда я уже год или два тренировался, они сказали: «Юра – наша бомба замедленного действия, надо его беречь».
– Кем вы себя сейчас больше ощущаете? Уже не спортсмен…
– Скажем так, я нахожусь в стадии перехода из спортсменов в тренеры. Уже не там, но и тут еще до конца не освоился. Пока что я тренер по выносливости при сборной России, отвечающий за юниорскую и молодежную команды. Но в ближайшее время планирую сам набрать группу ребят. Хочу попытаться воспитать человека, который смог бы побить все мои рекорды.
– Именно нашего, российского, не легионера?
– Да. Я, как вы знаете, был против привлечения иностранных спортсменов в наш вид спорта. Но эксперимент с приглашенными кенийцами в чем-то и оправдал себя, дал большой толчок нашей легкой атлетике, потому что у российских ребят появилась мотивация благодаря этим парням работать на результат. В дальнейшем не знаю, как сложится. Будем мы привлекать легионеров или нет, это зависит не от меня. Но в любом случае я бы делал ставку на своих.
– Чего вам сейчас больше всего не хватает из тех, тренировочных будней?
– Времени для того, чтобы тренироваться. Я ведь по-прежнему стараюсь выходить на дорожку просто так, для себя. Но работа теперь с утра до вечера, а я очень хочу потренироваться по-настоящему. Просто каждой клеточкой чувствую, что организм этого требует…
Оксана Тонкачеева