Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») определен координатором кооперации российских организаций-участников, включающей Центральную аэрологическую обсерваторию (ЦАО) и Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) проекта SENS4ICE (SENSors and certifiable hybrid architectures for safer aviation in ICing Environment – «Датчики и сертифицируемые гибридные архитектуры для повышения безопасности авиации в условиях обледенения») программы Horizon 2020, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Обледенение является одной из причин авиационных происшествий и наиболее часто происходит в жидкокапельных облаках. Большую опасность представляют и переохлажденные осадки, состоящие из крупных капель. Однако существующие сигнализаторы обледенения, устанавливаемые на летательных аппаратах, не позволяют различать малые капли облаков и крупные капли осадков.
Распознавание типа условий обледенения является принципиально важным условием для обеспечения противообледенительной защиты и правильных действий экипажа. Создание и разработка сигнализаторов и систем, различающих условия обледенения, – основная задача нового флагманского проекта SENS4ICE (SENSors and certifiable hybrid architectures for safer aviation in ICing Environment – «Датчики и сертифицируемые гибридные архитектуры для повышения безопасности авиации в условиях обледенения») программы Horizon 2020. Проект стартовал в январе этого года и будет выполняться в течение четырех лет.
Российские и европейские ученые рассмотрят возможность создания так называемой гибридной системы предупреждения о попадании самолета в условия обледенения, сочетающей различные методы его обнаружения.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») определен координатором кооперации российских организаций-участников
В задачи ЦАГИ входит испытание сигнализаторов в аэрохолодильных трубах института, сопровождение летных исследований сигнализаторов и условий обледенения, проводимых ЦАО, испытания модели самолета-лаборатории Embraer Phenom 300 c имитаторами льда в аэродинамической трубе.
Кроме российских специалистов, в проекте SENS4ICE принимают участие представители ряда зарубежных организаций, в этом числе DLR, ONERA, CIRA, CNRS, INTA, ATR, LEONARDO, Zodiac Aerospace, Aerotex, Университет Браунгшвейга, Honeywell, Embraer и др.
Стартовая встреча по проекту состоялась в г. Брюсселе (Бельгия). Участники обменялись предложениями по направлениям дальнейшей деятельности и обсудили план совместных работ.
«SENS4ICE имеет большое значение для развития российской авиационной промышленности – как с точки зрения повышения безопасности полетов, так и для обеспечения сертификации новых самолетов. Эта работа органично вписывается в сотрудничество по двум другим новым проектам – ICE GENESIS и MUSIC-HAIC, где российскую сторону наряду с перечисленными организациями также представляют ЦИАМ и МФТИ. В рамках названных работ рассматриваются недавно принятые в ЕС и активно обсуждаемые в России нормы обледенения – кристаллические и смешанные облака, переохлажденные осадки, снег. Проекты позволят создать экспериментальные стенды и методики, численные программы, признаваемые российскими и международными авиационными властями (EASA, FAA) как средства подтверждения соответствия для этих условий», – прокомментировал начальник отдела отделения исследований аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники ФГУП «ЦАГИ» Алексей Миллер.