Разработка низкочастотных звукопоглощающих конструкций для снижения шума двигателей самолетов, над которой совместно с французскими коллегами работали молодые ученые ЦАГИ, получил грант имени Дени Могара.
Шум, создаваемый воздушными судами на местности, является одним из доминирующих факторов негативного воздействия на окружающую среду на приаэродромных территориях. Разработка низкочастотных звукопоглощающих конструкций для снижения шума двигателей самолетов – цель совместной работы четырех молодых российских (ЦАГИ) и французских (ONERA) специалистов «Исследование низкочастотных звукопоглощающих конструкций» (LoLS – Low-frequency Liners Study). Проект получил грант имени Дени Могара в рамках Международного симпозиума «Авиационные технологии XXI века», сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Грант молодым инженерам Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Михаилу Яковцу и Максиму Ипатову и специалистам французского исследовательского центра ONERA Реми Ронсену и Фабьен Мери вручила посол Франции в России Сильви Берманн в конце ноября. На торжественной церемонии также присутствовали генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, генеральный директор ONERA Бруно Саньон (Bruno Sainjon).
Проект LoLS сфокусирован на разработке и экспериментальном исследовании различных образцов низкочастотных звукопоглощающих конструкций (ЗПК). Конструкции используются для облицовки каналов турбореактивного двухконтурного двигателя с целью снижения шума. Ожидаемая практическая значимость исследований российских и французских ученых – подтверждение работоспособности концепции низкочастотных ЗПК для будущих двигателей со сверхбольшой степенью двухконтурности.
«Создание авиадвигателей нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности порождает проблему разработки звукопоглощающих конструкций, эффективно работающих в низкочастотном диапазоне 500–1000 Гц при сохранении приемлемых размеров ЗПК. Наша совместная работа с ONERA направлена на исследование новой концепции низкочастотных звукопоглощающих конструкций. Грант Дени Могара – это отличная возможность поработать с французскими коллегами, уверен, что сотрудничество будет интересным и плодотворным для обеих сторон», – рассказал ведущий инженер отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Максим Ипатов.
Его коллега, младший научный сотрудник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Михаил Яковец, считает, что один из важных моментов в этой работе – совместные исследования. «Присуждение гранта имени Дени Могара нашей работе открывает двери к уникальному обмену опытом между ЦАГИ и ONERA в области создания низкочастотных звукопоглощающих конструкций для перспективных авиадвигателей, накопленный здесь научный задел позволит расширить круг рассматриваемых типов ЗПК и выбрать наиболее перспективные концепции. Дальнейшее экспериментальное исследование на установках типа «интерферометр нормального падения» и «интерферометр с потоком» призвано обеспечить подтверждение работоспособности предложенных идей в условиях высокого уровня звукового давления и наличия скользящего потока воздуха. Кроме того, совместные параллельные измерения на установках ЦАГИ и ONERA дадут возможность повысить точность измерения, развить существующие методы извлечения импеданса, а также провести дополнительное исследование влияния параметров скользящего потока на импеданс рассматриваемых образцов ЗПК», – отметил Михаил Яковец.
Между ЦАГИ и французским исследовательским центром ONERA учрежден грант имени Дени Могара – грант, присуждаемый на конкурсной основе и направленный на привлечение молодежи к активному международному сотрудничеству в научных исследованиях. Впервые он был вручен в 2015 году за проект TOpSAMPL, нацеленный на разработку методов поиска технических решений для перспективных авиаконструкций по ряду инновационных направлений.