Потеря управления в воздухе является одной из основных причиной катастроф пассажирских самолетов. Для повышения безопасности полетов ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») проводят полномасштабные комплексные исследования. Одно из важных звеньев этой деятельности – развитие технологии аэродинамического моделирования и имитации полета пассажирского самолета на критических режимах, сообщила пресс-служба ЦАГИ.
С целью апробации новой технологии исследования полетов на больших углах атаки специалисты института проводят работы по определению нестационарных аэродинамических характеристик модели Common Research Model (CRM).
Для этого была разработана и изготовлена динамически подобная модель воздушного судна с дистанционно отклоняемыми органами управления. Ее геометрия представляет собой типичный современный авиалайнер. Созданный объект будет испытываться в различных аэродинамических трубах. Так, первый этап испытаний прошел в малой дозвуковой установке. Были исследованы статические аэродинамические характеристики, в том числе эффективность органов управления самолета в широком диапазоне углов атаки, а также измерены производные демпфирования.
В дальнейшем сотрудники института проведут эксперименты в вертикальной аэродинамической трубе. Планируется подробное исследование аэродинамики модели, разработка ее математического представления в широком диапазоне углов атаки и скольжения, а также угловой скорости конического вращения. С использованием полученной математической модели аэродинамических характеристик ученые института рассчитают различные режимы штопора, разработают методы вывода самолета из него. Также будет проведено сравнение результатов расчетов с экспериментом на свободный штопор.