Депутат Государственной Думы рассказал о главных итогах деятельности высшего законодательного органа
– Юрий Александрович, завершают свою работу депутаты Государственной Думы VI созыва. Каковы главные итоги?
– Работа в VI созыве была крайне напряженной и насыщенной. С одной стороны, велась, если можно так сказать, будничная законодательная деятельность. С другой – ситуация в мире изменилась настолько, что приходилось оперативно реагировать на происходящие. Когда в Крыму прошел референдум, и депутаты Государственной Думы практически единогласно проголосовали за юридическое признание его результатов, для всех нас начался новый, очень интенсивный этап законотворчества. Перед нами стояла задача интегрировать Крымский полуостров в сферу российского законодательства. Кроме того, требовалось решить массу конкретных хозяйственных задач, связанных с обеспечением жителей электричеством, водой, теплом и многое другое. В августе 2014 года все 450 депутатов Государственной Думы присутствовали на совещании с Президентом России Владимиром Путиным в Крыму. Президент поставил перед нами вопросы, которые требовалось решать незамедлительно. За каждым депутатом «Единой России» был закреплен тот или иной район полуострова. Мы ездили, выявляли проблемные зоны, общались с населением. Мне, в частности, пришлось работать в городе Судак и Перекопском районе. Все депутаты нашей фракции вернулись в Москву с перечнем вопросов, которые надо было урегулировать, а также обращениями конкретных людей, почувствовавших впервые за долгие годы неподдельную заинтересованность в разрешении их проблем.
Совместно с представителями исполнительной и судебной власти, разрабатывались законопроекты, определялись оптимальные пути дальнейшего развития. Только благодаря совместным действиям трех ветвей власти удалось максимально безболезненно объединить полуостров и Россию. Вхождение Крыма в июле 2016 года в состав Южного федерального округа окончательно закрепило юридическое признание легитимности воссоединения Крыма с Россией.
– Юрий Александрович, если говорить об избирательной системе, то депутаты шестого созыва проголосовали за возвращение смешанной системы выборов. На Ваш взгляд, целесообразно возвращать то, от чего однажды отказались?
– Я с восторгом проголосовал за этот законопроект. На выборах в Государственную Думу третьего созыва я избирался по одномандатному Люберецкому округу. И могу сказать одно – когда избиратель знает, к кому он может обратиться за помощью, и кто на деле представляет в округе его интересы, возникает совершенно иная степень доверия у избирателей и ответственности у депутата. Ведь зачастую к депутату обращаются как к последней инстанции, в состоянии безнадежности, когда существует сложная ситуация, кажущаяся неразрешимой. И депутат должен приложить все силы, чтобы найти пути ее решения.
Если депутат знает, чем живет его избирательный округ, какие проблемы волнуют людей, с чем они сталкиваются в повседневной жизни и прилагает все усилия, чтобы жизнь в округе стала лучше и комфортнее, то его заслуженный авторитет станет одним из решающих факторов в выборной кампании. Избрание по одномандатному округу означает профессиональное признание кандидата. Ведь люди судят не по словам, а по делам. Пустые обещания здесь не проходят. Выборы по одномандатному округу показывают, кто чего стоит на самом деле.
– Как Вы оцениваете результаты предварительного голосования? Надо ли нам было внедрять эту практику?
– Если опыт хороший, то почему бы не взять его на вооружение? Суть предварительного голосования заключается в том, чтобы избиратели могли выбрать того, кто, на их взгляд, компетентен, профессионален, кому они готовы доверить представлять их интересы. Принять участие в праймериз мог любой человек, не состоящий в какой-либо партии. Кроме того, кандидат не должен был иметь судимости и располагать счетами или другими финансовыми инструментами за рубежом.
В Московской области проходили сдвоенные праймериз – в Государственную и Московскую областную Думы. Так вот за право представлять «Единую Россию» на выборах в Госдуму претендовало более 209 кандидатов, Мособлдуму – 649.
Руководством партии была поставлена задача выбрать самых сильных кандидатов, которые будут формировать политику, как на уровне страны, так и на уровне региона. Для этого были организованы дебаты, в которых все кандидаты принимали активное участие. Любой желающий мог прийти на дебаты и задать интересующий его вопрос любому из кандидатов. Кроме того, дебаты транслировались онлайн.
Явка в день предварительного голосования была достаточно высокой. Итоги ПГ показали, кто пользуется уважением и доверием людей. Голосование было рейтинговым, то есть можно было отдать свой голос за нескольких кандидатов, и дало объективную картину, чей авторитет высок и кому жители Подмосковья готовы доверить представлять их интересы в Госдуме и в Мособлдуме.
– А есть ли еще отличия избирательной кампании партии «Единая Россия» 2016 года по сравнению с кампаниями прошлых лет?
– Если говорить в целом, то нынешняя предвыборная кампания «Единой России» базируется на пяти основных принципах. Это недопустимость политической коррупции, обеспечение объективности волеизъявления граждан, высокое качество демократических процедур, приоритет доверия к выборам над процентными показателями, а также равные условия для политической конкуренции.
Проведение предварительного голосования позволило не просто выявить наиболее сильных претендентов, но и обеспечить высокую конкуренцию в начавшейся выборной кампании. Думаю, это дает потенциальную возможность сформировать сильный парламент на всех уровнях, чтобы в дальнейшем эффективно работать.
Важно, что на XV съезде партии «Единая Россия» партийные списки кандидатов по региональным группам и одномандатным округам были сформированы именно по итогам предварительного голосования. Партии удалось добиться и высокой политической конкуренции, и открытости, и легитимности. Результаты XV съезда убедительно продемонстрировали, что партия принципиально подошла к вопросу проведения избирательной кампании.
– Какие задачи, на Ваш взгляд, должна решать Госдума следующего созыва?
– Если на Госдуму смотреть прагматично, то это, прежде всего, «фабрика» по производству законов в экономической, социальной и политической сферах жизни государства.
Главная задача депутатов, чтобы эта «фабрика» работала эффективно. Депутаты Государственной Думы VI созыва подготовили к дальнейшей проработке большее количество законопроектов. Новому созыву российского парламента предстоит завершить начатую работу. Кроме того, будущим депутатам можно пожелать привнести в законотворческую деятельность новые формы и методы, сохраняя при этом лучшие традиции российского парламентаризма.
Соб.инф.